Category: авто

Category was added automatically. Read all entries about "авто".

Cartmendum

Джеймс Вумек, Дэниел Джонс: Бережливое производство


С подачи dumtest-а дослушал аудиокнигу Джеймса Вумека и Дэниела Джонса "Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании" (есть ее бумажный аналог, который думаю заказать и держать в качестве настольной книги).

Книга очень понравилась. Ребята явно разбираются в том, о чем пишут. Они потратили не один десяток лет на изучение производственной системы Тойоты и своими глазами видели преобразования во многих компаниях ()и во многих же участвовали непосредственно.

Понравилось:
  • Отличные иллюстрации понятий ценность и потери (хороший пример с баночкой кока-колы. Кусочек боксита ставшей банкой на полке в магазине был выкопан более чем год до того, как вы взяли эту банку в руки. За это время кусочек боксита испытал множество превращений, но реально полезные с нашей точки зрения процессы длились в общей сложности не более нескольких часов)
  • Обилие примеров из реальной жизни и из реальных компаний: Wiremold, Lantech, Pratt & Whitney, Porsche
  • Наличие пусть очень общего, очень высокоуровнего, но все же плана преобразований к бережливому предприятию (особо врезались в память таймлайны: если через 3 месяца после начала преобразований вы не видите резкого улучшения, то что-то идет не так и редко кому удается дойти до настоящего уровня бережливости менее, чем за 5 лет)
  • Четкие и понятные пояснения, что бережливым нельзя быть в одиночку. Так или иначе в какой-то момент вы поймете, что основная добавочная стоимость продукта создается за пределами компании, где бережливости может и не быть. Именно по этой причине Тойота так плотно занимается своими поставщиками как первого уровня, так и второго и даже третьего.
Особо хочу отметить пример с Porsche. В этом примере нашлось очень много общего с программной инженерией:
  • Прошло 45 лет с момента основании компании, как с конвейера сошел первый автомобиль без багов (производственная система была построена так, что после финального этапа сборки автомобиль поступал в распоряжение опытным "багфиксерам", занимающимися поиском и устранением всех найденных дефектов. И в тот великий момент первого безбажного автомобиля вся команда доводчиков была ошеломлена, так как твердо верила в то, что автомобиля без багов не бывает и быть не может по своей природе)
  • В Porsche вся система производства была очень близка к ремесленной: больше всего ценилось индивидуальное мастерство (наглядной демонстрацией была подпись мастера на крышке мотора, который он собрал), основное знание было неявным и требовало много времени на его передачу, да и сам процесс обучения был неформальным и преимущественно от мастера к помощнику (в Тойоте такое тоже есть, но это далеко не единственный способ обучения)
  • Они тоже не думали про техподдержку, уделяя первостепенное внимание крутости используемых технологий. В результате чего в 70-х была даже отдельная профессия - механик автомобилей Porsche (т.к. обычному автомеханику под капотом вообще было делать нечего)
  • Их продукция производилась на одном континенте, когда основной рынок сбыта располагался на другом
Тем не менее за десятилетие Porsche очень сильно изменилась, стала эффективнее, быстрее, прибыльнее и до сих пор сохранила независимость. А самое главное - они таки научились делать автомобили без багов, хотя изначально были убеждены, что это невозможно. Может, и у нас это получится?
Cartmendum

Экскурсия на завод Тойоты в Ленинградской области: пока облом

Получил ответ от официальной службы клиентской поддержки Toyota. Быстрый и очень вежливый:
Уважаемый Cartmendum,

Спасибо за Ваше обращение в Службу Клиентской Поддержки Toyota.

Мы искренне сожалеем, если наш ответ разочарует Вас, но в настоящее время проведение экскурсий на заводе Toyota в Ленинградской области не представляется возможным.

Одной из причин отсутствия экскурсий на завод Toyota, является налаживание производственных мощностей.

Позвольте еще раз поблагодарить Вас за то, что уделили время, чтобы написать нам.

Служба Клиентской Поддержки Toyota.
 

Видимо, пока производство не налажено, они его никому не покажут (может, именно в процессе наладки происходит чОрная магия, делающая их такими эффективными?)

Осталось дождаться ответа социальной сети (менее официального), после чего останется возможность напросится к ним на завод в Северной Америке, совместив экскурсию с какой-нибудь командировкой по работе.
Cartmendum

Черный автомобиль Генри Форда

По наводке dumtest -а начал слушать аудиокнигу Генри Форда "Моя жизнь и мое дело" Книга обалденная, особенно понравится тем, кто сам в молодости за рюмкой пива перебирал карбюратор на восьмерке, или перетряхивал волговскую подвеску...

Но главное не в этом. Помните фразу, приписываемую Генри Форду: "Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет черный"? Редкая бизнес-книга не глумилась над стариной Генри, пытаясь показать этой цитатой до чего доводит отсутствие забоды о клиенте и все такое...

Однако как и учение Уинстона Ройса, эта фраза была исковеркана. В оригинале она звучит как: "Покупатель мог перекрасить свой автомобиль в любой цвет, так как все наши автомобили были черными". Наоборот! Это потрясающая забота о клиенте! Хочешь крась (на тогдашний черный любая краска ложилась без вопросов), хочешь оставь как есть. Для 20-х годов прошлого века это невиданная клиентоориентированность!

Генри молодец! И книжка очень интересная, при чем большая ее часть (из той, что я успел прослушать) так и не утратила актуальности.
Cartmendum

Джеффри Лайкер: ДАО Toyota


Прочитал книгу Джеффри Лайкера "ДАО Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира". Понравилось.

Тойота не даром считается ведущей компанией мира. Достаточно просто взглянуть на результаты финансового кризиса 2008: Hummer превратился в историю, Chrysler признал себя банкротом и последовал за Hummer, GM был близок к тому, что бы продать Opel Сбербанку, Saab чуть не последовал за Volvo, которую купили китайцы, а Тойота всего лишь закончила год с убытками (первый за последние 70 лет). Но при этом она обогнала GM по количеству выпущенных автомобилей и заняла первое место в мире по этому показателю. Наверное они что-то понимают в производстве...

Джеффри Лайкер изучает Toyota уже более 20 лет и не исключено, что он лучше многих гайдзинов понимает то, о чем пишет. Корнями 14 принципов Toyota уходят к 14 пунктами Э. Деминга (из книги, которую очень-очень рекомендую прочитать), но соответствия "один к одному" нет. Например, Деминг ни слова не говорил о потоке единичных изделий, и о том, что бы смотреть на все своими глазами. Так что рекомендую усвоить сразу 28 пунктов - вреда не будет.

Книга навеяла несколько глубоких мыслей.

Мысль первая - у этой аномально высокой оборачиваемости запасов и производительности есть темная сторона. Однозначно есть. И еще какая! Упоминаний об этом в книгах я не нашел, но ходят слухи, что во время работы над проектом по выпуску Toyota Prius (первого в мире гибридного автомобиля) инженеры чуть ли не умирали от перенапряга.

Мысль вторая. Все эти принципы не спроста! Уважение к людям (один из принципов) - это не человеколюбие, это реальная необходимость. Я сам замечал, что скажем, эффективность команды и цена замены ее члена находятся в прямой зависимости. Очень похоже, что нелинейной. То есть, если команда находится на очень хорошем уровне производительности и эффективности, то замена любого сотрудника стоит аномально дорого. Взаимозаменяемости внешними по отношению к команде людьми практически нет. В этой ситуации компания просто вынуждена удерживать сотрудников любой ценой. Замена обходится не просто в "зарплата * срок обучения", к этой сумме может прибавится величина "K * срок обучения * цена простоя команды" или даже "K * срок обучения * цена простоя участка". Здесь K - это некоторый не пренебрежимо малый коэффициент.

Мысль третья. Это - религия, а не просто набор инструментов и практик. Что бы это заработало необходима святая вера всех (обязательно включая высшее руководство) в правильность этого подхода. Вера и время. Много времени. Нанять консультанта и превратить свое производство в бережливое за пол года - не получится. Нужна плотная, долгая, нудная каждодневная работа. И самые большие трудности будут возникать из-за инерции человеческого мышления, так как многие практики Toyota на первый взгляд противоречат всему привычному.

Короче говоря, рекомендую прочитать и подумать. Мало того, даже если ваша работа не имеет никакого отношения к материальному производству (например, как в нашем случае разработки ПО), то мест для применения этих знаний на практике меньше не станет.
Cartmendum

Терминология Toyota Production System

Практически во всех книгах по Toyota Production System авторы используют транскрипцию оригинальных японских терминов вместо их перевода. Особого внимания заслуживает термин, обозначающий в TPS потери - муда (muda). (Потери - это любая активность, не добавляющая ценности конечному потребителю)

Естественным образом этот термин порождает свои производные:
  1. Человек, вся работа которого не приносит ценности потребителю - мудак
  2. Человек, сообщающий информацию, не используемую для создания ценности - мудазвон
  3. Части deactivated или dead code, случайно попавшие в финальную сборку - мудакод
  4. Части документации, которые никто из конечных потребителей так и не прочитал - мудапись (типичный пример - Лицензионное Соглашение)
Ваши варианты?
P.S. Кстати, от основной части muda не получится избавиться, пока не устранена mura.
Cartmendum

Agileee: Agile Eastern Europe в Киеве


Коллеги,

18-19 сентября в Киеве будет проходить знаменательное событие - конференция Agileee.

В рамках конференции будет проходить серия мастер-классов, в частности, приедет Mary Poppendieck - идеолог применения подходов Toyota Production System для разработки ПО. Не знаю кто как, а я бы только ради нее отъявился на этом мероприятии
Collapse )
Cartmendum

Agile vs CMMI

Что круче, учебник или зачетка?

Пока я писал абстрактные истории про компании А и В, и в моей голове крутились мысли о модели оценки плотности распределения вероятности для даты поставки продукта (с большими и красивыми формулами), я заметил, что внимания требуют более простые вопросы. Например, замечаю вокруг себя споры о том, что лучше CMMI или все-таки Agile.

Collapse )