?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подтягиваться на перекладине – это легко.
Вы крепко сжимаете перекладину пальцами,
а дальше просто сгибаете руки в локтях.

Концептуальное понимание никак не гарантирует соответствующего поведения: мы можем знать, что не надо закрывать глаза, когда в тебя летит удар, но при этом все равно зажмуриваться при виде приближающейся перчатки или кулака. Мы можем знать, что прямой удар с рукой начинается с толчка задней ноги, поворота бедра, выбрасывания плеча вперед и лишь потом, собственно, движения руки, можем знать, что при боковом ударе не нужен замах, а во время спарринга не нужно опускать руки. Но почему-то простой просмотр роликов об этих всех нюансах бокса не делает из нас первоклассных боксеров. Почему?...

Между пониманием «как правильно» и соответствующим поведением часто не хватает подводящих или модельных упражнений, которые с одной стороны проще, но которые в свою очередь помогают закреплять элементы нужного поведения. Об этом прекрасно знают тренеры по боксу :

  • Если они видят, что у ученика не идет правый прямой, то (по крайней мере в моем случае) они не продолжали кричать и рассказывать уже известное: «переноси вес! подкручивай бедро!». Они начинают работу в парах: второй номер стоит позади первого и держит его за плечи. Задача первого номера выдернуть из захвата плечо поворотом одноименного бедра и переносом веса тела на противоположенную ногу.

  • Чтобы боковой удар был без замаха, тренер не будет орать: «Да что у тебя удар идет от жопы! Да так только пьяные трактористы дерутся!». Он поставит человека практиковать боковые удары спиной в углу, чтобы в случае неправильного движения локти просто упирались в стену.

  • Чтобы научиться бить быстро, тренер не орет что есть мочи: «да что ты так медлишь», «бей резче!», а поставит работать с резиной или отжиматься в полную амплитуду и с хлопком.

  • Для постановки сильного удара, тренер не будет кричать: «да моя бабушка бьет сильнее, слабак!», они дают в руки кувалду, ставят перед покрышкой, и ты ее долбишь, от чего со временем удар становится сильнее.

  • Тренер не будет кричать: «Не опускай руки!», когда после 5-6 раундов спарринга они опускаются… Он просто порекомендует бегать с гантелями…

Почему-то у спортивных тренеров это понимание есть: если человек что-то делает неправильно, это не просто от того, что он НЕ ЗНАЕТ, как правильно. Как правило, люди понятливые и запоминают теорию после очень небольшого количества объяснений (даже боксеры).

Сравните это с типичным поведением в жизни и бизнесе, а еще будет циничней сравнить с воспитанием детей: прекрати забывать, не отвлекайся, не допускай глупых ошибок, перестань опаздывать, занимайся сначала важными делами! Да елки-палки, я это все и без вас знаю! Как, сука, каааак???!!!

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
hari_tc
May. 9th, 2019 12:13 pm (UTC)
Да, это, с одной стороны, печально, с другой — у родителей под рукой имеется всего один-два ребенка и никаких критериев успешности обучения, никакой проверки и сравнения с другими бойцами, воспитанными соседними тренерами, вроде экзаменов и соревнований. Они не успевают осмыслить тот факт, что кажется, то ли ребенок туповат, то ли что-то не так, как он уже вырос и, в общем, на этом все. Вырабатывать какую-то методику больше нет необходимости.

Ну и сложность концепции: перевести информацию в навык — это вообще какая-то невидимая, прозрачная штука в среднем для людей.

Будет новая книга? Ух ты!
cartmendum
May. 9th, 2019 12:15 pm (UTC)
Ага, новая книга будет. Как раз о нюансах перевода знания в навык.
elisson
May. 9th, 2019 12:25 pm (UTC)
В точку!
Очень знакомо
alll
May. 9th, 2019 12:37 pm (UTC)
Потому что рациональная часть мозга, в которой мы всё вербализуем - она для изучения совсем нового и в повторяющихся повседневных действиях пригодна разве что в качестве костылей, пока рефлексы не встанут как надо. Но боксировать на костылях - так себе идея.

Edited at 2019-05-09 12:38 pm (UTC)
d_r_rick
May. 9th, 2019 12:44 pm (UTC)
Да-да, особенно нравится - Не говори глупостей :).
cartmendum
May. 10th, 2019 10:42 am (UTC)
добавлю в список! :)
lady_carmine
May. 9th, 2019 01:11 pm (UTC)
Этот текст надо на скрижали написать и в каждой школе (а также в каждой автошколе) повесить.

И я на самом деле, в общем, даже не шучу. У нас девушка недавно влетела в отбойник из-за того, что ей кто-то ломанулся вбок, ну она, как я понимаю, рефлекторно руль и крутанула, ушла в занос. Машина на свалку, спасибо что сама цела, а в Интернете ее в асфальт закатали (ее, а не того, кто ломанулся), мол, сама виновата. Ну как бы да, сама, но я сама была в такой ситуации - там, как говорит наш друг Канеман, действует система1, у системы2 просто нет шанса включиться.

Т.е. по сути надо переучивать систему1, целенаправленно и тщательно.
cartmendum
May. 10th, 2019 10:41 am (UTC)
В автошколе, да! Ниже как раз пример из автошколы привел :)

А там тоже орут, да?
(no subject) - lady_carmine - May. 10th, 2019 12:31 pm (UTC) - Expand
glas_naroda
May. 9th, 2019 01:29 pm (UTC)
Если я вижу, что человек взволнован или расстроен, я стараюсь накричать на него как следует, чтобы он успокоился. Этому меня научили мои родители.
cartmendum
May. 9th, 2019 02:31 pm (UTC)
Прекрасный совет, утащу себе в книгу :)
ailev
May. 9th, 2019 02:39 pm (UTC)
Поскольку я тоже довольно долго занимался двигательными практиками, то могу сказать: все эти приёмы работы тренеров чаще всего от незнания и непонимания того, как ставить какой-то генерализованный общий навык. Поэтому и идёт исправление многих мелких ошибок, и часто не самыми эффективными упражнениями. Без хорошего понимания метода, без осознанности "как" тут ничего не получится.

И да, к жизни и бизнесу это тоже относится.

Когда мы переделали методу занятий системным фитнесом Антона Климата (буквально в последние месяцы) то то, что у класса получалось к концу второго дня (да, это физические упражнения -- не бокс, но там и боксёры бывают), начало заходить за первых два часа. И это как раз была работа над теорией, которая вообще выставила на первый план другие упражнения: другие ответы на вроде как те же запросы.

Навыкам прежде всего нужно учиться через понимание, тем ли навыкам учишься. Чаще всего оказывается, что для достижения той же цели нужны совсем другие навыки -- которые только выглядят одинаково с прежними. И вот эта разница "как выглядит" и "как делаешь, на что обращаешь внимание" -- вот она принципиально должна браться из теории. Нет теории, не читал книжки, не слушал разъяснений -- никакая практика тебе не поможет.

Из текста же следует, что не нужно ругаться, а нужно делать упражнения. Чёрта с два. Не нужно ругаться, а нужно точно сказать, что должно быть (и если ты перед этим обучил этому точному языку, то этого достаточно).

То есть в отрывке две разных темы: не нужно орать и ругаться, когда должна быть рациональная реакция. И разница рациональных реакций: упражнения против действительно понятных разъяснений, как. Два слова в этих разъяснениях, и всё будет работать, но нужно попотеть, чтобы разобраться с теорией, из которой вылезет осмысленность этих двух слов.

У меня впечатление, что вот этот подход с правильными моделями (по которым дальше идут разъяснения) ускоряет обучение как минимум телесным практикам раза в четыре-пять по сравнению с описанным подходом отдельных "исправляющих упражнений".

https://vk.com/@klimat-blagodaru-poklon-i-aida
cartmendum
May. 10th, 2019 10:40 am (UTC)
все эти приёмы работы тренеров чаще всего от незнания и непонимания того, как ставить какой-то генерализованный общий навык
Эммм... Не уверен, что мы тут друг друга понимаем :) В фитнесе есть этот генерализованный общий навык? Как его можно было бы описать?
Если говорить о рукоприкладстве, то там этот навык был бы уж слишком каким-то генерализованным: "Не давай себя бить и старайся ударить сам".
Или какой-то другой навык имеется в виду?

Плюс последнее время я пошел интересоваться еще более прикладным рукоприкладством - крав-мага. Это там где противников может быть много, и вооруженных. Там есть какие-то навыки типа "постфайт" - посмотреть назад перед тем, как разорвать дистанцию. Или перемещаться между противниками, выстраивая их в линию... Но это все лишь кубики, которых много. И каждый из них нарабатывается исключительно упражнениями

Навыкам прежде всего нужно учиться через понимание, тем ли навыкам учишься.
А как это понимание взять? :)
Я правильно понял, что нужно задаваться вопросом: "Я действительно хочу бить людей? А зачем? Чтобы делать им плохо? Если так, то зачем все эти лишние движения, может, тогда, стрельба?..."

Не нужно ругаться, а нужно точно сказать, что должно быть
Ну вот я хотел донести мысль, что понимания не достаточно. Необходимо, да. Но не достаточно.
Фиг с ним с боксом и единоборствами. Еще жизненный пример - параллельная парковка. Да, там есть теоретические хаки (твое заднее колесо - вровень с концом машины; сдаешь назад, пока в левом зеркале не увидишь правую фару...) они очень упрощают и действительно помогают научиться не за неделю тренировок, а за один день. Но все равно одного понимания-то мало.
(no subject) - ailev - May. 10th, 2019 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_sure - May. 14th, 2019 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ailev - May. 14th, 2019 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_sure - Jun. 6th, 2019 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ailev - May. 10th, 2019 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - ailev - May. 10th, 2019 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - May. 10th, 2019 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - ailev - May. 10th, 2019 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_sure - May. 14th, 2019 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ailev - May. 14th, 2019 02:22 pm (UTC) - Expand
tengu_crow
May. 10th, 2019 10:45 am (UTC)
знание != навык :)
mebiuszero
May. 10th, 2019 01:50 pm (UTC)
На эту тему у меня есть любимый анекдот

Жили-были мыши. Все их обижали. Однажды пришли мыши к сове:
— Мудрая сова, помоги! Все нас едят. Скоро нас не останется. Что делать?
Подумала сова и говорит:
— Мыши! Станьте ежами! Будете колючими и для охотников недоступны.
Побежали мыши радостно:
— Станем ежами! Станем ежами!
Вдруг одна остановилась:
— А кто-нибудь знает: как стать ежами?
Никто. Побежали обратно к сове.
— Сова! А как нам стать ежами?
— Мыши! Идите на х%й! Откуда я знаю — как? Я не тактик, я — стратег!
hari_tc
May. 11th, 2019 01:36 pm (UTC)
Максим, позвольте задать вам вопрос не про навыки, а по старым темам. :) Изучаю сейчас видео о том, как подступаться к отложенному на потом, какие шаги предпринять, чтобы либо воткнуть это в расписание, либо понять первый шаг, такое что-то. Скажите, а вы не разбирали где-нибудь, как подступиться, если решение тяжелое, а не просто отложенное? Когда нужно не просто окно в расписании наконец для стоматолога найти, а, например, принять решение взять кредит на лечение зубов и сильно поступиться качеством жизни на некоторое время.
cartmendum
May. 19th, 2019 05:03 pm (UTC)
Не думаю, что для такого будет компактная, универсальная и удовлетворительно работающая техника ;)

Проще в каждом конкретном случае разбираться. Речь действительно идет о кредите и стоматологе?

Без деталей единственное что приходит на ум, это проверить, не подставляемся ли мы этим решением под угрозу чего-то тяжелого и страшного. Типа банкротства, безработицы, голода и физического самоуничтожения...
rooibos_girl
May. 12th, 2019 08:24 pm (UTC)
Ура!! Будет новая книга!!
cartmendum
May. 19th, 2019 05:03 pm (UTC)
Вот прям сейчас допиливаю в поте лица :) Издательство уже копытом бьет, хочет запускать в работу :)
brinlig
May. 14th, 2019 05:31 am (UTC)
В школах нет никакой мотивации к тому, что бы дети стали успешными. Это такая вещь сама в себе.
А родители в большинстве случаев считают, что они знают жизнь.
vad_a
May. 21st, 2019 02:08 am (UTC)
А я читаю Сеймура Пейперта, о том, как программирование должно было помочь людям лучше учиться (и пока не очень помогло), - и сказанное хорошо ложится на мысли из его "Переворота в сознании".
Он говорит о том, что научение новому состоит из двух важных частей: грубо говоря, первое - понять, как эта новая штука соотносится с тем, что я знаю, и второе - перестроение знаний в результате опытов, "игры" с новым.

И тут само по себе "концептуальное понимание" - это абстрактная штука, пока её не соотнести с опытом ученика. Поэтому оно хорошо зайдёт тому, кто этими метафорами уже свободно владеет и на своё тело спроецировать может. А вот тем, кто не владеет, и "зеркалить" тренера не умеет, заход через конкретный моторный навык будет осуществить легче.

То есть, если видно тупик - значит, ученику, возможно, этот опыт не удаётся ассимилировать, ему это знание чуждо, как иным чужда математика даже на уровне таблицы умножения. И хороший тренер, видимо, будет изучать ученика и подбирать другой метод. А плохой будет видеть ученика виновным в своей педагогической неудаче.
( 31 comments — Leave a comment )