?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последнее время несколько раз поступали предложения сделать видеокурс и я вежливо отказывался. Сейчас напишу пост, чтобы в будущем можно было просто давать ссылку.

(ОСТОРОЖН: Экраны излучают лучи отупления)

Если честно, то я слабо верю в обучение при помощи видео или вебинаров, когда говорящая голова что-то говорит в мониторе больше 3-5-ти минут.

По моему мнению происходит вот что (опять же, буду рад, если ошибаюсь):

  1. Через 3-5 минуты просмотра видео у человека внутри возникает желание «сделать что-то полезное». Если на этом же компьютере еще включены оповещения о входящей почте или чатах, то желание что-то сделать возникает еще быстрее. А если еще и видео скучное...

  2. Человек переключается в соседнее окно с мыслью: «я только на минуточку» или «надо экономить время, так будет эффективно» и начинает что-то делать. А может делать даже не в компьютере и тогда говорящая голова переходит в режим телевизора: так, бухтит на фоне, чтобы не чувствовать себя одиноко.

  3. В этот момент мозгу тяжело следить за мыслью говорящей головы. Как только мозгу становятся тяжело, когнитивные искажения выступают на первый план. В частности расцветает «confirmation bias» благодаря которому мы замечаем только то, что подтверждает наши текущие убеждения. То, что в нашу картину убеждений не вписывается, мы с очень хорошей вероятностью упускаем.

  4. «Прослушав» видео, и выцепив только те мысли, которые не противоречат нашим уже сложившимся убеждениям, мы честно говорим: «прослушал – ничего нового». Ну а раз ничего нового, то и домашку делать смысла нет (если она даже в видео была).

Вот так мне это видится. Если человек очень хочет поучиться, то его концентрация на видосике будет выше и этот эффект может себя не проявлять. Если человек не особо мотивирован (например, начальник прислал его на курс), тогда эффект может расцветать в полной мере.

И это еще сложности в получении информации. А для нормального обучающего процесса получить информацию мало. Знания сами себя в поступки не превращают. Знания хорошо бы осмыслять и пытаться применять на практике, одно лишь знание может навредить...

Вот. Это я все к чему. Если есть кто-то кто хочет учиться, то у меня для них уже есть куча видосов и совершенно бесплатно. Не все свежие, но основные мысли там есть:

  1. Джедайская техника 2.0

  2. Симптомы и показания к применению джедайской техники

  3. Плюс есть подборка «дорожного бухтелова» - небольших роликов, каждый из которых посвящен одной небольшой мысли.


Да, качество – еще то. Но кто хочет научится, того это не остановит. Переснимать все тоже самое в судии и за большие деньги… Я смысла не вижу. Если уж и делать какой-то он-лайн курс, то это надо прям в корне все перестраивать, чтобы с играми, ржаками, маленькими видосиками… Чтобы получился эдакий замес «реальных пацанов», «нашей раши», выступлений TED и лекций Фейнмана. Сверху снабдить это группой поддержки с живыми людьми. Тогда, наверное, шансы какие-то появляются. Но это требует много сил, ума, времени и денег и экспериментов, экспериментов, экспериментов...

Может, я этим когда-нибудь и займусь (я даже термин придумал – Business Comedy), но не сейчас.

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
anton_nix
Apr. 15th, 2018 11:05 am (UTC)
Представим, что я начальник и мне очень хочется сэкономить на обучении. Вышеозначенная проблема точно есть и понятна. Что если по окончании каждого видосика заставлять людей сдавать тесты на понимание?.. Можно даже не тесты с вариантами ответов, а с открытыми ответами -- чтобы настоящие люди их проверяли. Может быть это поможет, как думаешь?
lomelind
Apr. 15th, 2018 12:00 pm (UTC)
я не Макс, но отвечу.
Не поможет, не там проверка стоит.

Все взрослые люди в школе учили химию. И знают, что будет если кислоту и щёлочь налить в одну пробирку.

Эти же взрослые люди считают разумной идею смешать средство от жира (щёлочь) и средство от осадка и ржавчины (кислоту) в одной банке, чтобы мыть поверхность сразу от всего.

Скорее имеет смысл собрать список практик из видосика и через неделю собирать отчёты. С вариантами "практикую" (и описанием как конкретно), "попробовал, вылезли такие-то проблемы, по итогам сделал вот так", "не практикую", "а что это?"
(no subject) - lady_carmine - Apr. 15th, 2018 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Apr. 15th, 2018 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_carmine - Apr. 15th, 2018 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Apr. 15th, 2018 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_carmine - Apr. 15th, 2018 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Apr. 15th, 2018 05:31 pm (UTC) - Expand
sinica76
Apr. 15th, 2018 11:06 am (UTC)
Максим, а вживую эффект сonfirmatoin bias разве не проявляется?
По лекциям в универе помню - вполне. И разницы нет, где говорящая голова - в мониторе или за кафедрой.

Вопрос не праздный. Сейчас стою перед выбором: онлайн курсы или оффлайн. Офллайн при том же объеме материала - дороже. Плюс затраты на поездку и проживание.
Моя версия в том, что жаба при достаточном уровне мотивации таки может нивелировать минусы онлайн обучения.
Спасибо.

cartmendum
Apr. 15th, 2018 11:28 am (UTC)
Вживую confirmation bias тоже себя проявляет. Точнее так... Здесь важно не столько в какой форме вещает говорящая голова, а делает ли что-то слушающий параллельно или нет. И вот не вживую соблазнов что-то делать в параллель больше.

На живые мероприятия тоже люди с ноутами и смартфонами ходят. В этом случае все то же самое происходит.

А по поводу жабы и мотивации... В корпоративном мире часто бывает, что жаба душит одного человека, а мотивация нужна другому и его жабе на это вообще пофиг.

Обучение вебинарами "за свои", как мне показалось, не безнадежно.
lomelind
Apr. 15th, 2018 11:57 am (UTC)
Да нормальное качество:) Информация есть, алгоритмы есть, точки для остановиться и подумать есть, рассказы о скользких местах есть - чего ж ещё?

Просто работает у тех, кто сам пришёл к выводу "мне это надо" или хотя бы к "мне это интересно, хочу попробовать". А там, где начальник сказал - и человек считает, что он получил ещё кусок бессмысленной работы, которую нужно сделать "на отцепись" - то не работает и работать не будет.

По моим наблюдениям критично вот это, и ещё есть ли у человека возможность сделать "первоначальный взнос". Какое-то время практики действительно отнимают сил и времени больше, чем экономят, и реальная продуктивность человека падает. Если же работа в компании организована с большими нелогичными косяками (посадим человека отвечать в чатике, потребуем чтобы отвечал очень быстро на любой запрос, а раз есть сколько-то времени простоя, то нагрузим его ещё мозгоёмкими задачами - но чатик в приоритете) - то эти косяки повылазят, но скорей всего приведут к идее что "это система плохая, без неё же всё нормально было".
vasilisa_valis
Apr. 15th, 2018 12:19 pm (UTC)
Мне кажется, книги для обучения вполне достаточно. Видео бухтелова иногда дополняют, иногда повторяют информацию из книги.
Если прочитать книгу, выполняя и внедряя в жизнь все, что в ней написано, то все получится

Edited at 2018-04-15 12:22 pm (UTC)
valmac
Apr. 15th, 2018 12:48 pm (UTC)
Лекции Практики Лабы
Зачеты Курсковики Экзамены

)))
mikser
Apr. 15th, 2018 01:28 pm (UTC)
Из рассылки Мегаплана (крайне рекомендую подписаться - они выдают замечательные статьи!)
https://mailchi.mp/megaplan/1a66difxjo-816489?e=4a08b32227
cartmendum
Apr. 15th, 2018 05:27 pm (UTC)
Ну вот да... СОгласен с ними
alll
Apr. 15th, 2018 01:45 pm (UTC)
- Что лучше, бутерброд или райское блаженство?
- Конечно бутерброд,
- ???!!!
- Ну, говорят, что лучше райского блаженства ничего нет, а бутерброд всё же лучше, чем ничего.

Видосики всё же лучше, чем ничего. ;)
Хотя лично для меня, как человека, который всю жизнь работает с письменными текстами, лучше текстики. :)

Edited at 2018-04-15 01:48 pm (UTC)
lady_carmine
Apr. 15th, 2018 02:21 pm (UTC)
Я практически все профессиональные знания, кроме двух очных курсов, получила именно так. И таких примеров много (вон Адастра вообще наркоманка в этом смысле :)) И сейчас штудирую даже не курс, а хардкорную книжку. Не читаю, а именно изучаю предмет по ней: пишу конспект, в конце каждой главы сама для себя составляю вопросы. Потом по памяти на них отвечаю, потом на следующий день повторяю по вопросам, потом повторяю через неделю.

Твой курс на Udemy клевый, вообще не поняла, зачем студия и прочий цирк с конями. Вот что ОЧЕНЬ поможет хорошему курсу - так это квиз раз в 5-7 минут по только что пройденному материалу, а потом в конце обязательно задание. Ну вот что-то типа заполнение этих гуглодоков, как в курсе. Только так, чтобы без этого дальше пройти нельзя было. Типа дошел до этапа скачивания приложения - пока не загрузишь сканы трекера привычек за неделю, дальше не пойдешь.

Вот это все дело очень сильно улучшает долговременный результат и мотиваацию учиться. Я, конечно, не Адастра )) Но прошла на Udacity штуки три-четыре курсов, на Udemy два, английский учила по лингва-лео и еще автоматизированное тестирование на .net у Баранцева и тест-анализ у Руколь (тестировщики знают). А надо мной еще коллеги ржали: мол, во дура, это все на Youtube лежит, ну-ну. Как будто посмотреть 8 часов ролик - это пройти курс. Я могу код одного такого ржуна показать, кому интересно.

Но если есть курс какой именно как курс лекций, его очень прекрасно можно слушать, делая дома уборку или гимнастику. Или катаясь на велике. Но это что-то разве что для души. Историю древнего мира так прослушала.
cartmendum
Apr. 15th, 2018 05:29 pm (UTC)
Ты - умная :)

Мне кажется, что на всех, кто здесь отметились в комментариях вообще это не распространяется :)

Я тут больше имел ввиду некоторое множество людей, кто горячего стремления к новому не испытывает, но кого хочет руководство.
(no subject) - lady_carmine - Apr. 15th, 2018 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Apr. 16th, 2018 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brinlig - Apr. 16th, 2018 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Apr. 16th, 2018 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brinlig - Apr. 17th, 2018 04:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Apr. 22nd, 2018 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - abcentia - Apr. 19th, 2018 10:05 pm (UTC) - Expand
redmassacre
Apr. 15th, 2018 04:39 pm (UTC)
Первый раз встретил, когда гугл лет пять вроде назад стали делать трехминутные ролики обучающие (по гугловым pivot емнип), которые завершались опросами-упражнениями.
После 30-90 минутных говорящих голов было непривычно.

Edited at 2018-04-15 04:40 pm (UTC)
cartmendum
Apr. 15th, 2018 05:30 pm (UTC)
Очень клево. Но сделать трехминутный ролик с опросом сложнее, чем натрындеть 3 часа :)
Anna Tarasenko
Apr. 15th, 2018 05:40 pm (UTC)
Обучение и онлайн
Макс, ну ты, мне кажется, сильно утрируешь. У тебя прямо реально все к котикам постоянно сводится, но по-моему это не такое частое явление... Может, мне кажется. Но меня эти примеры даже на тренинге немножко корябали.

Очень меня сейчас тема обучения всяким софт скиллам и навыкам волнует. Очень много народу учим, учимся сами. Я не верю, что нет здесь каких-то научно обоснованных и практически подвержденных подходов. Прямо зудит в мозгу, чую, близко решение :-) То есть есть способ учить человеков новому через онлайн, чтобы они научались и не сливались.

Очень хочу поговорить с теми, кто учится много и часто. Можно вам вопросиков позадавать, как вы это делаете, что получается, а что нет?

Edited at 2018-04-15 05:42 pm (UTC)
cartmendum
Apr. 16th, 2018 04:33 pm (UTC)
Re: Обучение и онлайн
Способ учить в онлайне есть.

А опасность котиков не стоит недооценивать ;) Последи, кто как видео смотрит. Действительно ли люди стараются следить за мыслью или уходят делать что-то свое?
RE: Обучение и онлайн - abcentia - Apr. 19th, 2018 10:15 pm (UTC) - Expand
ndochp
Apr. 16th, 2018 03:23 am (UTC)
У нас в офисе для видеокурсов стоит отдельный комп. Во первых потому, что некоторые курсы привзываются к железу, а во вторых - на учебном компе ни котиков ни чьей-то почты.
cartmendum
Apr. 16th, 2018 04:34 pm (UTC)
Гениальное решение :)
sergushenkov
Apr. 16th, 2018 07:18 am (UTC)
Регулярно учусь онлайн - в основном на Степике, изредка на Курсере. Давно заметил, что видео больше 5 минут меня откровенно пугают. Идеальный формат, чтобы удерживать настрой на сложной теме - 3..4 минуты видео / пара простеньких заданий. И после нескольких таких циклов - пару заданий посложней.
ailev
Apr. 16th, 2018 10:27 pm (UTC)
У меня опыт видео и учебника с одним и тем же материалом, засунутых в один курс: http://www.systemsthinkingcourse.ru/

Опросы его проходящих показали, что примерно половина может смотреть только видео и не в состоянии читать книжку, а примерно половина может только читать книжку и не в состоянии смотреть видео.

Ну, и задачи must (без задач ни видео, ни книжка не понимаются: пока не получат неправильный ответ на задаче и не будут ткнуты в место учебника, где чётко говорится, как эту задачу решать, и так пять-пятнадцать раз подряд, внимательность что при просмотре видео, что при чтении книги стремится к нулю).
wesel
Apr. 19th, 2018 06:14 am (UTC)
Я проходила довольно много курсов, в том числе были и серьезными задачами. С желанием посмотреть котиков приходится бороться, это факт - поэтому я всегда вязала, когда смотрела видео (:

У меня в итоге есть ощущение, что после прочитанных книг в голове остается больше, чем после прослушанных курсов. Самая большая беда у меня была с курсом по Scala - вот и задания там сложные, а буквально две недели прошло - и все, я про язык помню только то, что он есть ): Я даже про javascript помню больше, хотя прочитала про него только кусок от хорошей книги. Не пишу ни на том, ни на другом, да.
abcentia
Apr. 19th, 2018 10:18 pm (UTC)
В программировании нет другого способа научиться, кроме как делать целый проект, пусть даже небольшой и несложный, но результатом должна быть какая-то полезная вам или другим "вещь". Оторванные от реальности упраженения особой пользы не принесут.

Edited at 2018-04-19 10:18 pm (UTC)
( 36 comments — Leave a comment )