?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читал неспешно Skin in The Game Талеба. Думал. В главе, где он троллит систему образования, и научные институты на фразе, что в будущем университетскому образованию придется конкурировать с профессиональными воркшопами, стрельнула в голове мысль. Расскажу ее в виде истории и буду рад, если в жизни все не так и я ошибасюь...

Жил был мальчик. Или девочка. И вот лет в 17-18 понимает он (или она), что очень хочет помогать людям. Например, пойти в HR и работать над развитием талантов в какой-нибудь очень хорошей компании. Естественно, первое, о чем спросят мальчика (или девочку) - это про наличие профильного образование. Высшего какого-нибудь.


Или не спросят, а он (или она) сам поудмает, что спросят и пойдет учиться. А где учат, как помогать людям? Психфак какой-нибудь или еще что-то в этом духе. Гуманитарное что-то.
И будет он там 5 лет сидеть и слушать лекции о 80% которых сразу же сложится мнение, что "в реальной жизни это не пригодится". Хотя с другой стороны, откуда ему знать, что реально пригодится в реальной жизни?... Ну если учить сложно, значит точно не пригодится, зачем нам, скажем, статистика?...


После 5 лет приходит он такой в компанию... Может, и раньше придет, курсе на 3-м. А ему там: "а у вас опыта нет, но если хотите заниматься обучением и развитием персонала, вон идите и разгребайте договора и акты на обучение и развитие, а то бухгалтерия от нас это требует, а нам самим это некогда". И пойдет мальчик (или девочка) бумажки сортировать и еще больше убеждаться в том, что всякая там матстатистика и культура эксперимента нафик не нужна в реальной жизни.


И вот когда окончательно и без того не самые окрепшие знания, полученные в институте, выветрятся,  мальчика (или девочку) с фанфарами повысят до сотрудника и наконец-то допустят до нормальных задач: планирования обучения, опросы и все такое. И начнет мальчик (или девочка) как и все: усреднять данные, полученные по неинтервальным шкалам, делать далекоидущие выводы на основе одних лишь средних значений, гадать на флуктуациях и одурачивать всех случайностью...

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
theinterference
Apr. 8th, 2018 01:34 pm (UTC)
"в реальной жизни это не пригодиться". Хотя с другой стороны, откуда ему знать, что реально пригодиться в реальной жизни?

простите, Макс :)
cartmendum
Apr. 8th, 2018 01:40 pm (UTC)

cartmendum
Apr. 8th, 2018 01:41 pm (UTC)
Поправил :)

theinterference
Apr. 8th, 2018 01:57 pm (UTC)
Что поправил?
cartmendum
Apr. 8th, 2018 05:08 pm (UTC)
:)
alll
Apr. 8th, 2018 02:03 pm (UTC)
За попытку прислонить джуниора шаловливыми ручонками к обучению и развитию профессионалов заведомо без наличия профессионализма в целевой области (а откуда он у джуниора, да ещё и hr) надо сразу выписывать волчий билет попытчику. Пока этого не поймут - так и будет твориться разнообразнейшая херня в этой области в стиле "куда бы нам ещё денег выкинуть без результата".
timur0
Apr. 8th, 2018 02:05 pm (UTC)
Ну, неверная формула дисперсии ему точно не пригодится.
cartmendum
Apr. 8th, 2018 05:07 pm (UTC)
Блин... квадрат забыл :)
lady_carmine
Apr. 8th, 2018 06:19 pm (UTC)
Я бы вообще на такие позиции как менеджер по персоналу (если, конечно, от него и в самом деле нужна какая-то серьезная статистика, разработка мотивации и повышение продуктивности реальной, а не на бумажке) брала бы только людей, у которых психология или что-то такое - второе в/о, а не первое. То есть он уже поработал где-то, потом отучился и знает, чего от жизни хочет, да и учился уже совсем с другим настроем.
tengu_crow
Apr. 8th, 2018 07:22 pm (UTC)
Хорошее образование это не про знания вообще. Это про постановку мышления. "Вы не должны все знать, - говорили нам курсе на втором. - Все знать невозможно. Вы должны знать где об этом прочитать и как разобраться в прочитанном". А знания мы получаем всю остальную жизнь :)
river_fall
Apr. 8th, 2018 08:56 pm (UTC)
А хоть кто-то видел в отделе HR даже не то что чистоту эксперимента и статистический аппарат, а просто развитие персонала, причём проактивное?

Я не очень много где работал, но большая часть активности от HR складывается к ежегодным анкетам формата "я и мои сраные пять задач на следующий год" (утрированно, конечно). Ну или в лучшем случае скажут "ОК" на оплату курсов или посещение конференций, но инициатива всегда была от работника
theinterference
Apr. 10th, 2018 08:04 am (UTC)
Да, когда внедряли СМК в клининговой компании, то первые три года было очень круто и давало хороший эффект!
piongaibaryan
Apr. 8th, 2018 09:24 pm (UTC)
Так. А как надо?
cartmendum
Apr. 9th, 2018 06:08 am (UTC)
Я не знаю.
anton_nix
Apr. 9th, 2018 05:05 am (UTC)
Знал бы ты, Макс, как часто я сталкиваюсь ещё и с другой историей:
- А давайте внедрим вот эту практику, я думаю она позволит решить 90% проблем.
- Но у нас два года назад был один раз случай который показывает, что эта практика поможет не всегда!
- <молчание и печаль, что внедрение сорвалось... >

И я не знаю, показывает ли эта история что математическое образование (в компании 90% сотрудников с мат. образованием) это хорошо или плохо?.. Т.е. с одной стороны люди с мат. образованием понимают, что одного контрпримера достаточно для опровержения теории. С другой стороны, они не понимают, что нам плевать на этот один пример, если в 90% случаев ситуация улучшится.
cartmendum
Apr. 10th, 2018 07:13 pm (UTC)
anton_nix
Apr. 11th, 2018 09:20 am (UTC)
Типа того =)
alexdj
Apr. 9th, 2018 06:31 am (UTC)
Реалии российского образования. Теоретическая база в отрыве от реального мира. К тому же, зачастую очень устаревшая и преподаваемая учителями, не имеющими представления о своем предмете.
Здесь, в Новой Зеландии, я узнал, что такое "другое образование" и еще более убедился в том, что фактически бросить учебу после 3-го курса в России было чертовски правильным решением.
cartmendum
Apr. 10th, 2018 07:15 pm (UTC)
Нет, не только российского. У Талеба в книге об этом много.

А то, что уезд из России кажется правильным решением, тут могут быть замешаны другие механизмы ;)
alexdj
Apr. 10th, 2018 09:47 pm (UTC)
Я разве писал "что уезд из России кажется правильным решением"? 0_о Мой комментарий был сугубо про систему образования.

Не знаю, кто такой Талеб и о чем его книга, я сужу по своему личному опыту. После ГУ-ВШЭ и СФУ, от которых я плевался (от вышки в меньшей степени - там хотя бы пытались привить основы европейской школы образования), учеба в НЗ оказалась куда более практичной, логичной и "правильной". То же я могу сказать и про США (хотя лично я там пока не учился, но у меня много друзей, кто отучился и их отзывы вполне вяжутся с общей картиной).
cartmendum
Apr. 11th, 2018 06:16 am (UTC)
Я разве писал "что уезд из России кажется правильным решением"?
Это я неправильно понял. Да.

Не знаю, кто такой Талеб и о чем его книга
У него уже 4 книги. Чую, кое-кого ждут интересные открытия ;) он очень интересный дядька.
ekateryna_s
Apr. 11th, 2018 03:20 pm (UTC)
С образованием давно полный швах. По данным диссернета 70 ректоров ВУЗов имеют диссертации с некорректными заимствованиями.

В работе например каждый второй менеджер и где их компетенции, кругом невежество.

Я тут недавно ДТР рисовала и получилось, что в основе НЖЯ - 2 причины хреновое образование и отсутствие опыта.

А статистику так вообще и в хвост и в гриву используют, как инструмент для манипуляций с мнением, например если вспомнить выборы последние, так каждый день совали в руки бумажку с процентами по каким-то вопросам. Т.о. массы приучают делать статистические обобщения, а они приводят к логическим ошибкам.

Тут кстати краудфандинг на книгу Статистика и котики - перевод. Может поможете им с пиаром!?
cartmendum
Apr. 15th, 2018 05:12 pm (UTC)
Я тут недавно ДТР рисовала и получилось, что в основе НЖЯ - 2 причины хреновое образование и отсутствие опыта.
Важный момент - это у кого хреновое образование и отсутствие опыта? :)

Любопытно ДТР посмотреть :)


Тут кстати краудфандинг на книгу Статистика и котики - перевод. Может поможете им с пиаром!?
У меня такая бумажная есть! :) РЕально очень хорошая книга! :)
С удовольствием ребят попиарю :)
major_m
Apr. 12th, 2018 06:45 am (UTC)
Все сложно.

Программистов расхватывают как горячие пирожки. У нас деканат договаривался с индустрией, чтобы не нанимали первокурсников. При этом из индустрии приходили ребята, преподавали, и сами еще успевали себе потихоньку кадры отбирать.

Сильные математики, физики, биологи часто идут по пути бакалавриат + возможно магистратура, дальше ищут программы на PhD в западных вузах. Хотя некоторые остаются в России, периодически ездят на многомесячные программы заниматься наукой с профессорами на Западе или где-нибудь в Сингапуре.

Психологи очень часто выпускаются просто вникуда.

Мне почему-то кажется, что все определяется не страной, а специальностью, по которой готовят.
major_m
Apr. 12th, 2018 06:50 am (UTC)
Я сильно верю, что образование -- это больше про общество вокруг тебя, чем про знания.

Школьник, который при тебе расковыривает выключатель света, чтобы зарядить мобилку, и _делает это успешно_, передает куда более сильный посыл, чем любая лекция.
cartmendum
Apr. 12th, 2018 08:01 am (UTC)
Обучение системы за счет селекции ее частей! :)
al_shabanov
Apr. 16th, 2018 08:09 am (UTC)
Максим, боюсь, вы ошибаетесь. Всё ещё хуже. :) Я как раз тот самый психолог, который учил статистику чуть лучше большинства однокурсников (это не значит, что я её хорошо знаю :)). В свой первый год работы HR-ом после окончания университета в IT-компании (это немаловажно) я случайно поучаствовал в разработке оценочного опросника, используемого для проведения Performance Review, результатом которого являлись баллы по разным критериям. Понятно, что балл надо как-то интерпретировать, как-то понимать, какой балл является хорошим, а какой плохим, и самое простое и известное мне на тот момент решение было - прогнать на нормальность распределения и выявить стаднартное отклонение... Ну и в общем, получить нормы. По моему наивному разумению это должно было помочь людям принимать решения о судьбах людей :) и делать это чуть более объективно, чем было ранее.
Всё сломалось на этом самом этапе. IT-шники и математики, знающие как минимум основы статистики лучше большинства простых смертных игнорили результаты и в следующей итерации отказались от стат.обработки в пользу скажем так экспертных оценок...
Сам подход на самом деле был во многом противоречив, но вывод следующий. Даже самому умному джуниору не одолеть систему, ему для этого надо сначала вырасти и обрести в компании реальную силу и власть, а как вы понимаете времени с окончания университета к тому моменту пройдет куда больше.
cartmendum
Apr. 16th, 2018 04:54 pm (UTC)
и в следующей итерации отказались от стат.обработки в пользу скажем так экспертных оценок...
Ну да... "В жопу цыфры - это сложно. Я и так знаю, как надо" :)
Кстати, не самый плохой вариант из возможных :)
al_shabanov
Apr. 16th, 2018 08:55 pm (UTC)
Вариант не самый плохой, но экспертная оценка была не сотрудников, а баллов, Т.е. некто заполняет опросник, в котором оценивает работу сотрудника, а Эксперты определяют, допустим, по критерию - качество кода 8 баллов из 12 возможных это хорошо, меньше 4 ужасно...
А принцип, - Я и так знаю как надо, - вездесущ, как я понимаю. В одном из своих докладов Лазло Бок, руководитель People Operations из Google (уже бывший) сказал, что несмотря на доказанное отсутствие корреляций между успехом сотрудников в работе и в ответах на хитрые гугловские вопросы на собеседованиях вроде, - а почему люки круглые, - Многие интервьюеры упорно продолжают их задавать.
Чтобы принимать решение на основании данных, надо выкинуть человека из цепочки принятия решений. :)
Я когда-то на тему оценки персонала ДТР делал (как видимо и многие здесь на разные темы :))
Некоторые последующие за анализом размышления есть здесь - https://al-shabanov.livejournal.com/6184.html - Именно в оценке персонала статистика возможно не особо нужна, если только для того, чтобы выявить тех немногих, которые входят в 2% особых случаев. Успехи и неудачи остальных, если верить Демингу, обусловлены системой.

Edited at 2018-04-16 08:56 pm (UTC)
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

Cartmendum
cartmendum
cartmendum

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow