?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По наводке Виктора Белика прочел эту статью Эли Шрагенхайма.

Для справки: Эли Шрагенхайм один из выдающихся из ныне живущих (и ведущих блоги) деятелей в Теории Ограничений. Из особо прекрасных его книг в свое время мне глубока запала в душу эта: Управленческие Дилемы (жаль, что ее сейчас хрен найдешь, наверное).

В статье продолжается мысль (впервые эту мысль я встретил еще в книге Выбор. Правила Голдратта) о том, что самым главным ограничением нашего времени является внимание менеджмента, рассеиваемое между множеством задач.

У меня же сразу выкристаллизовался механизм того, как мы сами себя перегружаем и не даем работать эффективно просто потому, что мы не можем НЕ работать.

Давайте покажу на пальцах...

Во-первых, даже если мы впихуемизировали (ограничили по пределу впихуемости) свой список проектов, то у нас будут локальные недозагрузы (по многим причинам):



По идее, эти резервы и недозагрузы можно было бы просто "выкинуть", поверьте, вреда было бы меньше. Конечно, мы не можем это просто выкинуть, но могли бы этот "ресурс" (чем бы он не являлся, "вниманием", "мыслетопливом", "временем"...) использовать на всякое бесцельно-инвестиционное (я это начал называть интеллектуальным фланированием, догадайтесь кто меня на это надоумил).
Но ведь нет! Большинство из нас просто не умеет бездельничать. По разным причинам...



В результате чего мы идем в списки проектов и запускаем в работу "следующее по приоритетам". Здесь подключается наша паталогическая неспособность планировать и оценивать еще несделанную работу:



Происходит это по множеству причин. Я не исключаю, что многие из них фундаментальные и непреодолимые. Но наиболее частые достаточно банальны, например, вызванные одним из любимых мной тараканов: "Если я этого не вижу, значит этого нет". Самое злобное проявление этого таракана, которое я встречал в дикой природе  реальной жизни:



Это все приводит к тому, что как только из-за флуктуаций у нас образуется резерв, скажем "1 мозговатточас в неделю" мы тут же думаем, как бы его обязательно использовать, потому как не использовать его это "неэффективно". Мы запускаем в работу новый проект, который по нашим прикидкам как раз вписывается в этот "1 мозговатточас в неделю", но по факту оказывается раз в 5-10 больше:



И вот когда оказывается, что запустив новый проект в работу мы его знатно недооценили, то выкинуть мы его уже не можем. Опять же по разным причинам, многие из которых родственны с эффектом Овсянкиной, ведь одно дело выкинуть задачу из таск трекера и совсем другое дело - выкинуть ее из головы...

Представили себе этот механизм. Так выглядит механизм "самозатраха" отдельно взятого человека. А теперь представим, что человек он не сам по себе, а работает в команде. И проекты у него не индивидуальные, а требующие вовлечения еще много кого в команде и компании. В результате это может привести к очень интересному эффекту (позволю себе сформулировать его большими буквами):

Уровень затраха в компании возрастает всякий раз, когда кому-то нечем заняться.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
nuria_a
Jan. 28th, 2018 04:28 pm (UTC)
Максим, не совсем по теме поста, но вот тут статья, где один из советов (№8) как раз твой, как избавиться от зависимости от соц сетей на телефоне:
https://qz.com/862308/i-was-addicted-to-my-iphone-these-are-the-steps-i-took-to-get-control-of-my-life-back/?utm_content=bufferb8b00&utm_medium=social&utm_source=linkedin.com&utm_campaign=buffer

у меня еще совет №9 хорошо работает!
tape_shvar
Jan. 28th, 2018 05:53 pm (UTC)
"Я не знаю сколько это займет, поэтому не закладываю это в оценку проекта" - вот в этом прям вся боль ПМа. Пора у себя это тоже отследить :)

Макс, а как увидеть момент, что ты переключаешься с важного на мысли о том, чтобы еще впихнуть?

Я вот отметил у себя такую штуку: есть беклог задач относительно которых все ясно. И вроде как можно просто сделать их и все, но я пытаюсь разораться с тем что не ясно.
cartmendum
Jan. 29th, 2018 09:30 am (UTC)
Аналогичная боль, говорить: "Нам каждый раз впихивают новые задачи", но при этом упорно на следующем проекте планировать весь capacity под завязку, не предусматривая зазоры на впихуемое по ходу.
lomelind
Jan. 28th, 2018 11:22 pm (UTC)
Следующая стадия - когда на правой нижней картинке верхняя фигня оказывается тяжелее и опускается на дно, а важное оказывается выпихнутым.

Кстати, ещё одна точка входа - если задачи в принципе впихуемизированы, но что-то ценное не впихнулось (или что-то ценное не добывается из тех задач, которые впихнулись). Тогда желание впихнуть что-то ещё - достаточно сильно, чтобы сработать при первой же возможности.

И подозреваю, что ещё фактор (и часть лечения) - насколько мутно для этого человека понятие "отдохнуть", "поделать что-нибудь ненужное", в общем как он может эти куски выбросить. Если совсем мутно - то лучше полезным занять, а если есть варианты вроде "поиграть с котом" или "помедитировать", то есть шанс.
cartmendum
Jan. 30th, 2018 06:51 am (UTC)
Кстати, ещё одна точка входа - если задачи в принципе впихуемизированы, но что-то ценное не впихнулось (или что-то ценное не добывается из тех задач, которые впихнулись). Тогда желание впихнуть что-то ещё - достаточно сильно, чтобы сработать при первой же возможности.
Да-да-да. Я это теперь называю "аминокислотным жором" :) Как-нибудь видосик с тренига запишу и выложу.

Если к списку задач относиться механистически, без оглядки на то, что сам как человек очень хочешь, то можно забить себя по самые помидоры тем, что "надо". Зачастую не понимая кому и зачем...
anton_nix
Jan. 29th, 2018 06:14 am (UTC)
Выкинуть задачи, превысившие предел впихуемости можно. Для этого задай себе вопрос по каждой задаче из списка: это я кому-то пообещал сделать (и он до сих пор это от меня ждёт и каждый день напоминает), или сам себе придумал и поставил задачу? И если верно последнее, то удали эту задачу и не записывай больше таких задач в свой список -- будь жестОк!

Если будешь достаточно искренен, то после этого ты обнаружишь что твой список задач уменьшился на 90%.

После этого остаётся только научиться не залипать в почте. И тогда начинается фланёрство -- задачи, которые важны и нужны для тебя в данный момент будут сами сосбой всплывать в мозгу и делаться. И если ты где-то занялся чем-то просто потому что у тебя времени больше обычного, то оно потом автоматом отвалится (само собой забудется среди других всплывшых задач).

По-моему, так.
cartmendum
Jan. 30th, 2018 06:48 am (UTC)
Для этого задай себе вопрос по каждой задаче из списка: это я кому-то пообещал сделать (и он до сих пор это от меня ждёт и каждый день напоминает), или сам себе придумал и поставил задачу?
Ага! То есть, ты не против списка задач! :) ТЫ против записи туда чего-то кроме внешних обязательств?

Если так, то я уже буду склонен всецело согласиться. Список задач - это страховочный трос, который помогает тебе не продолбать то, что на тебя завязано, пока ты интеллектуально фланируешь. М?
anton_nix
Jan. 30th, 2018 07:02 am (UTC)
Да, именно так. Только надо здесь построже относиться к этому списку -- если есть какое-то дело, которое тебя просили сделать месяц назад, ты давно его продолбал, но никто даже не вспомнил, то это дело тоже переходит в разряд "было бы неплохо" и, соответственно, заслуживает удаления из списка.

Мне поэтому нравится, что в Google Inbox, которым я пользуюсь как почтовиком можно ещё добавлять себе такие вот "Напоминания" -- они там так и называются. И это правильно -- "задачи" не предполагают фланёрство, а "напоминания" предполагают.

Edited at 2018-01-30 08:24 am (UTC)
cartmendum
Feb. 1st, 2018 12:21 pm (UTC)
ДУмаю, в джедайскую технику на определенном уровне включить напоминания, как отдельную сущность :)
Сергей Комлач
Jan. 29th, 2018 08:22 am (UTC)
без обид, но статья бестолковая.
если коротко: менеджеры бездельники не дают жизни настоящим работникам.
так сказать взгляд на работу менеджеров под другим углом...
cartmendum
Jan. 29th, 2018 09:25 am (UTC)
Мне кажется, ты путаешь бездельников с гиперактивными истеричками ;)
Бездействие вредит куда реже, чем активное вмешательство.

Ну а на оценочные суждения я и не обижаюсь. Я-то понимаю, что не "статья бестолковая", а "я воспринял эту статью бестолковой", а результат восприятия определяется не только объектом, но и фильтрами этого восприятия ;)
bjglj
Jan. 29th, 2018 03:50 pm (UTC)
Есть "вопросы" (в смысле it's questionable ;)) и по статье, и по квалификации автора.
cartmendum
Jan. 30th, 2018 06:46 am (UTC)
У меня тоже к моей квалификации есть вопросы ;)
Evgeny Syzrancev
Jan. 29th, 2018 08:50 pm (UTC)
За сегодня уже дважды вспоминал цитату из произведения Стругацких "Стажёр" и ваша статья заставила найти, освежить воспоминания дословно: "Первое время Юра поражался, глядя на Быкова. На корабле работали все. Жилин ежедневно вылизывал ходовую и контрольную системы, Михаил Антонович считал и пересчитывал курс, вводил дополнительные команды на киберуправление, заканчивал большой учебник и еще ухитрялся как-то находить время для мемуаров. Юрковский до глубокой ночи читал какие-то пухлые отчеты, получал и отправлял бесчисленные радиограммы, что-то расшифровывал и зашифровывал на электромашинке. А капитан корабля Алексей Петрович Быков читал газеты и журналы. Раз в сутки он, правда, выстаивал очередную вахту. Но все остальное время он проводил в своей каюте либо под торшером в кают-компании. Юру это шокировало. На третьи сутки он не выдержал и спросил у Жилина, зачем на корабле капитан. «Для ответственности, – сказал Жилин. – Если, скажем, кто-нибудь потеряется». У Юры вытянулось лицо. Жилин засмеялся и сказал: «Капитан отвечает за всю организацию рейса. Перед рейсом у него нет ни одной свободной минуты. Ты заметил, что он читает? Это газеты и журналы за последние два месяца». – «А во время рейса?» – спросил Юра. Они стояли в коридоре и не заметили, как подошел Юрковский. «Во время рейса капитан нужен только тогда, когда случается катастрофа, – сказал он со странной усмешкой. – И тогда он нужен больше, чем кто-нибудь другой»."
cartmendum
Jan. 30th, 2018 06:45 am (UTC)
Очень к месту! :)
fantaseour
Jan. 30th, 2018 01:10 am (UTC)
возможно в это время надо просто отдохнуть, пройтись или еще как-то восстановить мыслетопливо.

а еще можно в такие кусочки впихивать задачи типа maintainance -- посортировать файлики, разобрать какие-нибудь архивчики -- что-то не сильно поедающее мыслетопливо, и, что самое главное, то, что можно немедленно приостановить на неопределенный срок без потерь.
cartmendum
Jan. 30th, 2018 06:44 am (UTC)
...то, что можно немедленно приостановить на неопределенный срок без потерь.
И то, о чем обычно говорят: "я этого не сделал, у меня не было на это времени" :)
fantaseour
Jan. 30th, 2018 10:57 am (UTC)
Там еще один бонус есть. Поскольку задачки простые, закрываются легко, то еще эффект сделанного дела появляется

Edited at 2018-01-30 11:25 am (UTC)
zvezdund
Apr. 4th, 2018 06:47 am (UTC)
Хорошо отрабатываешь общение в комментах
Прям захотелось перечитать и освоить все приемы ответов)

Сохранил в цитатки ^^
cartmendum
Apr. 8th, 2018 09:14 am (UTC)
Перечитать приемы ответов? :) Где-то такое есть? :)
( 20 comments — Leave a comment )