?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подумал тут о пользе визуализации цели и видения прекрасного будущего. Это довольно распространенный подход к выполнению чего-то большого и сложного: представь, как будет прекрасно, когда ты этого достигнешь, нарисуй в своем уме видение своего прекрасного будущего...

А ведь может получиться вот как...

Вот представлю я себе все это позитивное будущее. И поверю в это. Например, хочу я добиться успеха и начну во всех деталях представлять: я в будущем успешный человек, с хорошим доходом, уважаемой профессии, живу в большой квартире, езжу на прекрасную работу на дорогом автомобиле... Я здоров, бодр и у меня много свободного времени... И на столько все это подробно себе представлю, что и сам в это поверю!

Хм..  А раз так и раз так, и этот чувак из будущего на столько крут, может, я ему смогу поручить некоторые из своих текущих проблем? Мне же настоящему вообще никак не заняться этим всем, а он бы взял на себя какую-то часть... Он же крут, чего ему стоит? Ну совсем немножечко... Например, все. А?

Не думали об обратной стороне визуализации прекрасного будущего?

К слову... Келли МакГонигал во время лекции в Гугл говорила, что те, кто визуализируют прежде всего провал, добиваются в итоге большего (по крайней мере женщины и в задаче контроля веса). Про это по-моему было еще у нее в книге написано. А еще, по-моему, это часть стоической философии - представь с утра, что с тобой случилось самое-пиндец-какое-ужасное-горе! А потом ходи весь день и радуйся, что это была не правда.

Кто еще чего слышал / видел по этому поводу?

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
finansm
Oct. 12th, 2017 06:04 pm (UTC)
если сегодня на заниматься собой, завтра может быть кырдык по здоровью
vesch9
Oct. 12th, 2017 06:24 pm (UTC)
Я где-то читал, что в тестах пессимисты добивались лучших результатов, чем оптимисты, у Дэна Ариели что ли.
Еще пессимисты и скептики реже теряют деньги и не ввязываются в авантюры, потому что кругом враги.

Что-то похожее есть на лайфхакере:
https://lifehacker.com/this-video-explains-why-too-much-optimism-can-actually-1725907027
https://lifehacker.com/the-limitations-of-positive-thinking-1780773724
cartmendum
Oct. 13th, 2017 01:35 pm (UTC)
Спасибо за наводку. Очень в тему :)
denis_demakhin
Oct. 12th, 2017 08:00 pm (UTC)
Визуализация провала - это тема!
lomelind
Oct. 12th, 2017 08:10 pm (UTC)
Все те системы, которые мне попадались и предлагали либо представлять какое-либо будущее, неважно какое, либо призывали мыслить позитивно о настоящем - имеют одну и ту же проблему.

Они уменьшают контакт деятеля с текущей реальностью.
А значит - и возможности что-то с ней сделать.

Если завтра всё хорошо - то сегодняшний потёкший кран не имеет никакого значения.
Если завтра всё плохо - то сегодняшний потёкший кран уже ничего не изменит.
Если всё хорошо и мир прекрасен - то текущий кран - это тоже прекрасно.

А системы, которая предлагала бы починить этот чёртов кран, или хотя бы перекрыть воду, пока соседи снизу ругаться не прибежали, я что-то не видела. Кроме - внезапно - эзотерики мрачных направлений.
cartmendum
Oct. 13th, 2017 01:36 pm (UTC)
Эзотерика мрачных направлений? ;)

У них там и направления тоже мрачные? Или все как раз по делу?
lomelind
Oct. 13th, 2017 10:52 pm (UTC)
Как по мне, так по делу, по крайней мере у тех, кто практикует больше пары лет, и за это время не нашёл несовместимых с жизнью и состоянием разумности приключений. Или нашёл и справился.

Но большинство людей так не считает.

У людей принято делить мир на чистое-светлое-правильное-надо-быть-таким и грязное-тёмное-неправильное-фу-таким-быть. Причём со второй частью желательно вообще никаких дел не иметь, ритуальная чистота потому что.

При этом в куче про грязное-тёмное-неправильное оказываются вполне себе полезные штуки. Самый простой пример - секс в относительно недавнем прошлом или в православных кругах.

А можно отказаться от такого деления. И работать - с тем, с чем интересно, или с чем нужно здесь и сейчас. С умершими, с ушедшими неправильно, с духами и сущностями различной природы, с божествами из разных пантеонов, не обязательно благими, а часто и амбивалентными по определению. И расценивать лежащий в руке инструмент не с точки зрения "это хорошо или это плохо", а "поможет ли оно мне и какую цену придётся платить за пользование".

Да, личная этика при таком подходе тоже начинает существенно отличаться от общечеловеческой, причём есть много вариантов, в какую сторону. Но во всех рабочих вариантах, которые мне доводилось видеть, снижается градус пафоса, появляется отношение к себе, как тоже к инструменту, и странное происходит с личными границами. Люди почему-то считают, что это ужас-ужас:))
cartmendum
Oct. 18th, 2017 07:03 pm (UTC)
У людей принято делить мир на чистое-светлое-правильное-надо-быть-таким и грязное-тёмное-неправильное-фу-таким-быть. Причём со второй частью желательно вообще никаких дел не иметь, ритуальная чистота потому что.
Да-да :)

При этом черный ты или белый определяется просто - я беру первое, что мне в тебе бросилось в глаза и смотрю - это ближе к белому или черному. Ну и к чему то, что первым бросилось в глаза, к тому я и причисляю автоматом все остальное :)


Мда, работать с духами - это интересно... Но непривычно :) Я в Таиланде разок встречал дяденьку, который духов каких-то неправильных выгонял. Они там в плане дружбы с духами очень прошаренные :)
vad_a
Oct. 14th, 2017 08:36 am (UTC)
Даосизм, как я себе его понимаю: там вообще нет ни хорошего, ни плохого, есть просто текущий кран, и поступать следует по велению сердца, не беспокоясь о результате. Что может приводить к разным исходам в разной ситуации: если не чувствуешь призвания к починке кранов, то вовсе не обязательно чинить их все.
Был невнимателен, даосизм будущее представлять не требует, там концентрация на процессе, а не результате.

Edited at 2017-10-14 08:37 am (UTC)
li_bao
Oct. 13th, 2017 12:57 am (UTC)
Не помню какой подвижник веры и благочестия говорил: "Держи ум свой в аду, а сердце гОре" (в раю то есть). Там процесс представления себя как конченого грешника и упования на милость Божию одновременно происходит, через это сито все "входящие" в виде мыслей и чувств пропускаются.
anton_nix
Oct. 13th, 2017 02:38 am (UTC)
Это не про позитивное мышление, а про идеализацию.

Практическая сторона, что ты чегото не достигаешь - не главное. Главное, что идеализация является корневой причиной большинства неврозов. Когда происходит разрыв между действительностью и идеальным образом - этот конфликт рвет человека на части и он никогда не доволен тем где с кем кто он и т.д. Со временем, особенно если настойчиво постоянно себе напоминать про идеальную картинку (например еженедельным обзором ;), это недовольство приводит к тревоге, депрессии и далее к психосоматике и неврозам.

С данной точки зрения человеческая лень и безалаберность это скорее защитный механизм - "помечтал и хватит". А дальше выкидываешь из головы мечты и засучив рукава погружаешься в то что есть.
anton_nix
Oct. 13th, 2017 02:43 am (UTC)
Провал визуализировать аналогично плохо. Если делать это понастоящему, а не играя , то еще быстрее вгонишь себя в проблемы с психикой.

Самый здоровый способ, имхо, практиковать не-думание о будущем и прошлом. По крайней мере не в эмоциональном аспекте. Мне очень нравится "Сила момента сечас" Толле на эту тему.
cartmendum
Oct. 13th, 2017 01:37 pm (UTC)
идеализация является корневой причиной большинства неврозов
Фраза, достойная татуировки! :)
cartmendum
Oct. 13th, 2017 01:38 pm (UTC)
А с другой стороны... Идеализация - это то, что сейчас в огромных количествах сыпется на нас с разных сторон с легкой руки маркетологов...
lady_carmine
Oct. 13th, 2017 07:56 am (UTC)
У Anastacia Kay (ютьюбер на тему нейробиология/когнитивистика) было, что не надо озвучивать свои намерения, т.к. если ты рассказываешь о своих целях и планах, то уже получаешь от мозга свою дофаминку и мотивация добиваться их в реальности падает. Мозг как бы думает, что уже всего достиг.
lady_carmine
Oct. 13th, 2017 07:57 am (UTC)
Кстати подумалось что ключ, возможно, все в той же осознанности, - больше пербывать в настоящем моменте, реально оценивать, не витать в облаках.
cartmendum
Oct. 13th, 2017 01:39 pm (UTC)
Ключ в осознанности, да. Мне тоже так кажется.
vemer
Oct. 13th, 2017 09:27 am (UTC)
IMHO зависит от ситуации. При наличии работы с постоянным заработком визуализация провала работает не очень, а при попытке скинуть массу - лучше. Визуализацию провала можно отлично использовать как дополнительный волшебный "пендель". У меня прекрасно сработало, когда принимал решение покинуть РФ например :).
river_fall
Oct. 13th, 2017 09:28 am (UTC)
Именно на визуализации провала и работает панический монстр
vad_a
Oct. 14th, 2017 08:51 am (UTC)
Негативная визуализация тоже плохо работает: тут можно смириться, особенно если визуализировать, не слишком сгустив - тогда окажется, что не так уж всё и плохо. Если только по рецепту стоиков, чтоб контраст был.

У меня бывает, что тщательно продуманное становится неинтересно делать. Такое выгорание интереса происходит. Наверное, как-то связано со способностью мозга успокаиваться на законченных действиях (и залипать на неоконченных).

Чаще это какая-то небольшая штука: например, стоит в голове по дороге с работы продумать пост в ЖЖ, и он почти наверняка останется ненаписанным, поскольку мозг свою задачу решил.

Подозреваю, что это тот же механизм, который заставляет людей считать себя лучше, только подумав об участии в благотворительности, например. Или вот ещё где-то читал, как эту штуку эксплуатируют фаст-фуды: у них в меню есть какие-то салатики как бы для здорового питания, и людям бывает достаточно, стоя в очереди, подумать о том, как они вместо картошки-фри однажды начнут питаться этими салатиками, и мозг на этом закрывает тему, и человек спокойно ест свой бургер, и ресторан фаст-фуда как бы уже ни при чём, человек и дальше будет туда ходить.
Aleksandr Shulgin
Oct. 15th, 2017 08:32 am (UTC)
Мне это напомнило метапрограммы НЛП - мотивация - к/от. Чаще всего у людей преобладает одна программа, но можно научиться использовать обе.

А про позитивное будущее, годная книга Шакти Гавэйн - Созидающая визуализация. Не помню есть там что-то или нет, про эффект - только мечтаю нифига не делаю.

Edited at 2017-10-15 08:33 am (UTC)
zerathustra
Oct. 15th, 2017 10:36 pm (UTC)
По-моему, насколько это возможно нужно стараться просто анализировать сухую информацию, несмотря на то, что это происходит с самим мной.
Я все равно понимаю, что нет никакой статической картины светлого будущего для меня, потому что эта картина создается желаниями. "Зачастую проблема не в том, что нет машины, а очень хочется машину".
Многое может меняться в итоге 100% каждый человек существует только с собой. Не считаю это позитивом, но просто о каких событиях в своей жизни мы можем быть со 100% уверены, в плюс это нам идет или минус? А тогда по факту мы можем куда-то дрейфовать в определенном размытом направлении, удовлетворяя в том, в чем считаем нужным.
И да, быть может мне пока не хватает опыта и сужу по тому, что есть, но негативная визуализация без понимания принципов про то, что это просто наши желания, приводила меня к некоторому самобичеванию что ли.
a_moskvichev
Nov. 6th, 2017 02:42 pm (UTC)
Можно провести аналогию с электрическим током. Если между точкой А "Светлая мечта" и точкой Б "Текущее местоположение" возникает движение заряда, то все нормально.

А вот если потенциалы выравниваются - тогда плохо.
И в этом смысле негативный подход ничем не отличается, если и сейчас плохо и в будущем ничего хорошего не видится, так-же будешь сидеть, ничего не делать.

Вобщем, ИМХО, или их по очереди надо использовать, или найти что помогает лично тебе в определенных ситуациях.
Отпуск позитивно визуализировать, ремонт крана - кошмарить себя :)
intro_man
Nov. 12th, 2017 04:35 am (UTC)
Визуализация негатива - это как?
Люди, расшифруйте, плз, понятие "визуализация провала". Это примерно как техника "примирение с наихудшим вариантом" ("прыжок в пропасть")? Цель этих техник - проработать страх перед возможной неудачей, чтобы "отпустило". То есть "снизить важность", выражаясь терминологией Трансерфинга.

Заранее благодарю.

Edited at 2017-11-12 04:37 am (UTC)
( 24 comments — Leave a comment )