?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Недавно разговорились с братом ТыжМенеджером про всякое. Он как раз был на тренинге для тренеров и рассказывал об услышанном. Мне было интересно, потому что я ни разу на тренинге для тренеров не был.
В частности Саша рассказал про модель того, как люди учатся:

Знания –> Навыки –> Отношение

В реальности для получения долгосрочных результатов нам нужно, чтобы сотрудники меняли отношение к тому, что они делают. Однако на тренинге все, что можно с сделать с человеком – это дать ему знания и немножечко навыков, а на изменение отношения к работе это влияет очень косвенно и сильно посредственно. В итоге основная задача тренера – давая знания (которые по моим наблюдениям и так уже у большинства есть) и чуть-чуть (на сколько позволяет тренинг) поотрабатывать навыки, поменять отношение человека. Это напомнило мне один недавний эпизод из моей жизни…

Оставили мы как-то сына одного дома. Ну он взрослый уже, 7 лет. Тем более не в первый раз и не на долго. Жена уехала из дома по делам чуть раньше, чем я вернулся с семинара. Подхожу я к двери… Смотрю, что-то рядом с нашей дверью какие-то винты валяются… И ручка дверная тоже валяется… Хм… Соседи что ли обронили? Дальше. Слышу, сын за дверью хнычет и чуть не плача что-то ворчит. Подхожу еще ближе к двери – точно! Это же наша ручка и винты от нее.

Оказывается, мой герой решил выйти из квартиры, но так как ключей у него не было он решил воспользоваться отверткой и разобрать замок, в надежде, что это поможет его открыть. Замок, ясен пень, от этого не открылся, просто одна часть замка провалилась внутрь квартиры, а вторая часть осталась на лестничной клетке. Итого имеем:

  1. Запертую стальную дверь (я по одну сторону, ребенок – по другую)

  2. Полуразобранный замок (половина запчастей с моей стороны, другая половина со стороны ребенка)

  3. Собрать все обратно, чтобы открыть дверь, можно только изнутри квартиры…

  4. Руками перепуганного ребенка, который последние полчаса в слезах пытался исправить свой подвиг…

  5. Как следствие предыдущего пункта, кричать (и материться уж тем более) нельзя, нужно быть спокойным и излучать уверенность…

Сначала я попросил ребенка показать мне в замочную скважину то, что у него есть из деталей: покрутить так, покрутить сяк… «Нет, не надо так близко к замочной скважине – я не вижу. Поверни пожалуйста влево. Нет, в другое лево. А теперь чуть ниже, а то я только твой пупок вижу… А теперь давай эту штучку… Нет не эту… Да вот так… И
еще поверни…» Деталь запихивается на свое место, закрывая мне обзор через замочную скважину – не получается, ребенок хнычет. Спокойно… глубокий вдох… Еще одна итерация. «Ты молодец! Мы уже приблизились, давай эту штучку вынем, здесь повернем и попробуем еще раз… Крутится? А в другую сторону?...». Еще раз… Еще… Еще минут 10 (скажу вам, далеко не самых простых минут 10) и ребенку все удалось, семья воссоединилась, и мы смогли убрать следы преступления до приезда мамы.

К чему это я все… Блин, вот реально, менять отношение сотрудников к работе – это примерно тоже самое, что инструктировать через замочную скважину напуганного семилетнего ребенка, помогая ему собрать вместе разломанный механизм… При чем, что-то мне подсказывает, что все равно из какой роли: тренер, консультант, руководитель, владелец бизнеса… Это по всякому не просто.

И вот еще… Когда я обсуждал эту идею с умными людьми, один из низ верно заметил: задача была пипец как сложна, и это не смотря на то, что ребенок ХОТЕЛ, чтобы я к нему попал. Так же и на тренинге, если человек ХОЧЕТ поменять свое отношение, то задача становится очень сложной. Если НЕ ХОЧЕТ, то она так и остается неозможной.

Tags:

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ailev
Sep. 29th, 2015 07:08 pm (UTC)
О да! :) Напомню мой июньский этого года коммент насчёт шкалы Блюма (http://cartmendum.livejournal.com/191075.html?thread=4051555#t4051555) -- "Предложенный viewpoint обобщается на любое обучение, измеряется по шкале аффективности Блюма (вот вариант -- и вариантов там тьма: http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/Bloom/affective_domain.html, мне больше всего нравится более простой вариант этой шкалы: 1. Не хочет даже слушать/читать. 2. Может слушать, не хочет запоминать, не может воспроизвести. 3. Выслушал, запомнил, может воспроизвести. 4. Знает, рекомендует другим, сам не пользуется. 5. Знает, рекомендует, пользуется сам)".

Вот в этом посте с обучения по книжке (тема июня) перешли на обучение тренеров -- а суть осталась прежней ;)
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:19 pm (UTC)
Шкалу Блюма помню-помню :) Спасибо за наводку на нее :)
prohodil_tut
Sep. 29th, 2015 07:13 pm (UTC)
Блин)))
Я как наёмник скажу
Это вот вы сейчас кого так ополоумили?) (я без негатива, так,,,на эмоции )), есть же отличное эмпирическое правило - "ответственность за коммуникацию больше чем на половину лежит на говорящем"
cartmendum
Sep. 30th, 2015 09:54 am (UTC)
:)

Все верно про ответственность за коммуникацию :) Но коммуникация переносит мысль из одной головы в другую, и на изменение отношение влияет крайне опосредовано.

Осознавая это, я не ругался матом (хотя хотелось) и вообще не ругался на сына, так как реально мне нужно было передать ему в голову мысль. Ну а шевелил руками и отверткой все равно он ;)
lomelind
Sep. 29th, 2015 08:18 pm (UTC)
И ещё один неочевидный нюанс.
Ты в принципе знал, как тот замок собирать. Возможно, даже когда-то самостоятельно это проделывал.

Большая же часть тех, кто берётся учить - сами не способны проделать то, чему учить пытаются.
_oxpa_
Sep. 30th, 2015 06:19 am (UTC)
Предположим, что "умение делать" и "умение научить" - не связаны ;) Тогда фраза будет звучать чуть правильней:
"Большая же часть тех, кто берётся учить - совершенно к этому не способны".
(no subject) - cartmendum - Sep. 30th, 2015 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - prohodil_tut - Sep. 30th, 2015 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Oct. 1st, 2015 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _oxpa_ - Oct. 2nd, 2015 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Oct. 2nd, 2015 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Oct. 3rd, 2015 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Sep. 30th, 2015 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - lomelind - Oct. 1st, 2015 04:13 pm (UTC) - Expand
_oxpa_
Sep. 30th, 2015 06:25 am (UTC)
Плачущий ребёнок за дверью с разобранным замком смутно догадывается, что его ждёт наказание. Потому и нервничает. Решается-то пусть и не сразу, но достаточно легко.
Так что я не совсем понимаю аналогию: получается, что изменение отношения работника (в какую сторону-то?) к своей работе, в основном, задача работодателя, а не тренера?
cartmendum
Sep. 30th, 2015 10:11 am (UTC)
Так что я не совсем понимаю аналогию: получается, что изменение отношения работника (в какую сторону-то?) к своей работе, в основном, задача работодателя, а не тренера?
В основном самого работника...
(no subject) - prohodil_tut - Sep. 30th, 2015 06:51 pm (UTC) - Expand
lady_carmine
Sep. 30th, 2015 07:53 am (UTC)
Да уж, очень поучительная история ) И картинка такая... впечатляет )

Мне, кстати, похоже на обучение вождению. Несмотря на то, что у меня был офигенский инструктор, мне никак не давалось. Я искренне хотела научиться ездить уверенно и никому не мешать, а получалось... короче, наоборот совсем получалось. Инструктор тоже прилагал все усилия, проявлял ангельское терпение, по сто раз объяснял. Мы оба понимали, что результат не тот, что хочется, но никто не знал, что надо для этого делать. И это мне было 25 - что ли - лет, а не 7 ))
cartmendum
Sep. 30th, 2015 10:13 am (UTC)
В итоге научилась? ;)

Тоже прекрасный пример. Наверняка в теории все знала: что крутить, куда жать. То есть, знаний хватало :)
(no subject) - lady_carmine - Sep. 30th, 2015 12:20 pm (UTC) - Expand
Re: И да и нет - ya_igorevich - Oct. 2nd, 2015 12:29 pm (UTC) - Expand
titov_andrei
Oct. 1st, 2015 07:45 am (UTC)
Ответственность
И как то тема предусмотрительности и ответственности Родителей ушла на задний план...
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:22 pm (UTC)
Re: Ответственность
Это очень хорошо подмечено, да :) Оставим это за кадром ;)
Безусловно, из этой истории был сделан еще ряд выводов :)
belique
Oct. 1st, 2015 10:19 am (UTC)
Макс, а за что ты похвалил сына после этой передряги?
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:23 pm (UTC)
О, это хороший вопрос.

Реально, я его похвалил, сказал, что он молодец, не растерялся, и хорошо старался, чтобы все исправить. Несколько раз похвалил. Но потом добавил, что за то, что сломал, придется наказать.
(no subject) - belique - Oct. 4th, 2015 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Oct. 5th, 2015 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - belique - Oct. 5th, 2015 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Oct. 6th, 2015 12:18 pm (UTC) - Expand
cucuruziche
Oct. 1st, 2015 12:21 pm (UTC)
У меня сложилось мнение, что отношение меняется либо, если рядом присутствует сильная фигура, которая показывает или заставляет по новому, либо по собственной инициативе человека сам он меняет свое отношение.
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:24 pm (UTC)
Мне тоже иногда так кажется, да.
Наталия Иванова
Oct. 1st, 2015 03:16 pm (UTC)
Prohodil tut уже сказал другими словами, что мыслетопливо выделяется только изнутри.
А вот эмоциональную энергию можно передать даже через дверь. И информацию. Что ты и делал.
Ключевых проблем с обучением несколько, но большинство из них "пробиваются" эмоциональной энергией. Кроме одной. Случай с обучением автовождению - здесь "заблуждение о типичном разуме", как мне кажется.http://lesswrong.ru/w/Обобщение_на_одном_примере#footnote2_u5n6xf0
Виталий Комин
Oct. 2nd, 2015 12:00 pm (UTC)
очень круто
Мне это пост ну очень сильно понравился. И видимо тем, что читая каждое слово, это как-будто я и говорил. У меня почти слово в слово такие мысли приходили очень часто, уже как года 3 или больше.

А про сравнительную историю с сыном - ну я просто горжусь Вами - молодец!
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:25 pm (UTC)
Re: очень круто
Спасибо :) Это ребенок молодец :)
ya_igorevich
Oct. 2nd, 2015 12:31 pm (UTC)
Макс, не сочти за придирство, но в схеме между знаниями и навыками кое-какие авторитетные ученые ставят "умения" (осознанное знание)
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:30 pm (UTC)
Ой, да всегда пожалуйста :) Я в этой области авторитетных ученых не особо-то и изучал, поэтому за всякие наводки благодарен :)
anapadiuk.wordpress.com
Oct. 2nd, 2015 02:34 pm (UTC)
По моему пример с древью, скорее про трудности передачи ннформации при наличии физических, эмоциональных и интелектуальных ограничений. А сама статья про изменение отношения, т.е по сути ценностей человека - если расширить. Обе темы интересны. И без сомнения между ними есть связь. Получаемая информация может менять отношение. Насколько это изменение устойчива и долговременно другой вопрос.

Мои пять копеек в обсуждаемую тему. Есть принцип "Меняй не людей, а обстоятельства (окружение, среду)". И тут про моему прослеживается чёткая и постоянная закономерность: изменение обстоятельств практически всегда меняет отношение и в итоге (в зависимости от) ценности человека. Чего по сути мы и добиваемся. Тому есть 100500 примеров.

Вывод, как правило не надо слов, не надо убеждать человека в чём то, надо верно менять среду вокруг человека, и человек поменяет своё отношение.
cartmendum
Oct. 3rd, 2015 02:31 pm (UTC)
По моему пример с древью, скорее про трудности передачи ннформации при наличии физических, эмоциональных и интелектуальных ограничений.
По-большому счету, да.

Вывод, как правило не надо слов, не надо убеждать человека в чём то, надо верно менять среду вокруг человека, и человек поменяет своё отношение.
И тут тоже да :)
( 39 comments — Leave a comment )