?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такая метрика у книги, как Коэффициент Полезности Чтения (КПЧ). МИФ предлагает его считать, как число полезных страниц (полезная – это та, где есть хотя бы одна идея) деленное на общее число страниц в книге (см. тут). Но чего стоят эти идеи?

У Темы Лебедева в его Ководстве была мысль про стоимость идей, которую я полностью разделяю: идеи не то, чтобы ничего не стоят, они зачастую стоят отрицательных денег (крайне рекомендую отвлечься на 4 минуты и прочитать эту заметку перед тем, как двинуться дальше).

Здесь тоже самое. Ну нашли мы в книге идею и что теперь? Кому от этого стало хорошо? Кому нанесена польза? Кому причинено счастье? Что поменялось? Скорее всего ничего. Польза может появиться лишь тогда, когда мы что-то начинаем делать, и доводим до конца, вкладывая в это силы, нервы, энергию, время, деньги.

На мой взгляд интереснее считать сколько идей из книги привели к каким-либо действиям и были доведены до конца. Представляете, рука тянется к следующей книге, а в голове жучок такой: «Ты точно хочешь получить себе новых идей? У тебя же еще с прошлых книг 58 штук осталось, про которые ты сказал: «Клево! Внедрить надо бы!».

Некоторые книги бывают полезны из-за того, что они меняют способ нашего восприятия мира. Но в конечном счете это все равно отражается на том, что мы делаем. А знание, не воплощенное в действие – это так, побрякушка. Поможет разве что в спортивном метании понтов. Согласны?

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
lady_carmine
Jun. 23rd, 2015 02:23 pm (UTC)
"На мой взгляд интереснее считать сколько идей из книги привели к каким-либо действиям и были доведены до конца." - тогда это будет не про книгу показатель, совсем не про книгу :)

(это, как я понимаю, подразумевалось :)))

Про книгу, я щитаю, кстати, все честно, хороший у МИФа показатель. Идеи дадены, а что с ними читатель делает, в голове складывает или внедряет, это уже его личное интимное дело. Нельзя ждать от книги, чтобы она еще и мотивировала, это слишком много.

Edited at 2015-06-23 02:24 pm (UTC)
cartmendum
Jun. 23rd, 2015 02:47 pm (UTC)
Идеи дадены, а что с ними читатель делает, в голове складывает или внедряет, это уже его личное интимное дело
По большому счету, да. Типа на нашем конце пуля вылетела :)

Но вообще было бы здорово, если бы книга еще как-то помогала с действиями...
lady_carmine
Jun. 23rd, 2015 04:26 pm (UTC)
Нет, ну если бы книга объясняла, как встроить какие-либо планы в конкретную жизнь, приводила побольше примеров, то да, было бы хорошо. Не удержусь от уместного комплимента: вот ты в своих презентациях и статьях очень много кейсов приводишь, что да как, из-за этого с реализацией проблем не возникает, все понятно. Спасибо за это! :)

Но мотивировать и решать, что делать, а что нет, люди должны сами, в этом смысл. Иначе зомбирование будет )
cartmendum
Jun. 24th, 2015 01:44 pm (UTC)
Ах, эта тонкая грань между мотивацией и зомбированием... :)
lady_carmine
Jun. 24th, 2015 01:58 pm (UTC)
Мотивировать, в большинстве случаев, можно только на то, к чему человек внутренне готов и хочет, просто ему не хватает энергии.
cartmendum
Jun. 24th, 2015 02:10 pm (UTC)
Да ладно? :) А рекламная индустрия держится не на мотивации к тому, что человек еще минуту назад не хотел и к чему не был готов? :)
lady_carmine
Jun. 24th, 2015 02:15 pm (UTC)
А ты что, покупаешь прямо все-все-все что рекламируется? :) А если денег не хватает, то носишься и у друзей одалживаешь?

Я не говорю - "то, что человеку нужно", с объективной точки зрения телефон за 1000 долларов не нужен никому. Но многие готовы и хотят его купить, т.к. у них есть желание и даже потребность, например, производить впечатление крутого и богатого. И человек будет искать, как удовлетворить эту потребность, и вопрос лишь в том, кто лучше убедит его в способности ее решить - Apple или Samsung :) Мотивация - это только толчок, придание ускорения ))

А зомбирование - это если ты посмотрел рекламу и побежал покупать, например, дамские тампоны, которые тебе и даром не нужны и никакого удовлетворения не принесут. Безо всякой, даже эфемерной, выгоды для себя.
(Anonymous)
Jun. 23rd, 2015 08:30 pm (UTC)
Не совсем так. Полезность книги вообще вещь, имхо, глубоко субъективная. У меня показатель очень полезной книги такой: если я уже 15-30% от книги придумал в том или ином виде сам, или хотя бы начал подбираться к такому знанию/пониманию, то книга полезна. То есть она мне достаточно актуальна, чтобы я уже какое-то время над темой подумал и думаю я над темой недостаточно долго, чтобы книга мне не помогала уже толком. ;)
gorbylev
Jun. 23rd, 2015 02:34 pm (UTC)
Приходила такая штука в голову. В основном, кстати, содержание большей части книг (определённых жанров, само собой - публицистика, научпоп и т.п.) можно ужать, наверное, на порядок.
cartmendum
Jun. 23rd, 2015 02:47 pm (UTC)
Если научпоп ужать - получится абстракт научной статьи :)
timur0
Jun. 23rd, 2015 02:48 pm (UTC)
Число внедренных идей не измерить - в конце концов, редко они напрямую внедряются, чаще оказывают влияние. А уж какая идея оказала влияние и на что...

Если брать книги самой практической направленности, где описаны конкретные техники, то если одна техника из книги внедрена - это уже очень много.
cartmendum
Jun. 23rd, 2015 02:52 pm (UTC)
Если брать книги самой практической направленности, где описаны конкретные техники, то если одна техника из книги внедрена - это уже очень много.
Ага! Тогда пусть этот критерий будет бинарным: "помогла ли мне эта книга в измененить ХХХ?"
mikerrr
Jun. 23rd, 2015 03:20 pm (UTC)
Идеи - как воздух. Пока они есть - их принято не замечать.
Ценность идей познается в ситуации когда надо срочно что-то делать, а идей нет.
Я бывал в таких ситуациях. Задыхаешься.
И тут копилка наработанных идей очень пригождается.
Как там у Талеба? Кризисы бывают редко, но на них можно неплохо заработать?
motakuk
Jun. 23rd, 2015 03:34 pm (UTC)
А по-моему человек очень редко делает так: "Взял книгу -> прочел что-то фантастически новое -> несется на завод, на коленке перекраивая чертежи". Скорее читает сотни умных книг, где идеи постоянно повторяются. Потом в очередной раз натолкнувшись, думает "ага, еще 15 умных дядек говорили то же самое, судя по хабру, это в тренде, да и в компании Х внедряют и не жалуются, похоже, пора внедрять".

По этому и хорошо читать еще одну книгу, когда в голове 58 идей, может быть, это позволит выделить из них ту, которую стоит взять наконец и реализовать...
cartmendum
Jun. 23rd, 2015 04:18 pm (UTC)
Знаешь, в чем-то ты прав, да... :) Иногда это может оказаться очень даже и неплохо. Вопрос в том, на сколько случается ситуация, описанная тобой и ситуация: "Клевая книга! Клевые идеи! Займусь-ка этим, когда (далее следует описание заведомо невыполнимых условий)"
voidbent
Jun. 23rd, 2015 05:14 pm (UTC)
Сейчас я прочитаю лекцию про Lazy Computations. А теперь ваши вопросы.

А если серьёзно, то чтение расширяет наш кругозор. И позволяет нам применять наши знания тогда, когда времени на то, чтобы читать уже нет.
cartmendum
Jun. 24th, 2015 01:52 pm (UTC)
Ну да, про различные цели у книг вот тут вот хороший коммент был: http://cartmendum.livejournal.com/191075.html?thread=4052835#t4052835
voidbent
Jun. 23rd, 2015 05:22 pm (UTC)
Кстати, если программист читает книгу, например "Design Patterns", или ещё хуже "Modern C++ Design" Александреску, и сразу в живом проекте применяет все свои полученные знания, то это говорит скорее о проф. незрелости. Это детская болезнь. Обычно такое применение знаний происходит не к месту, просто ради самого факта применения. Просто, чтобы потренироваться.

КПД книг как-то мерять надо, но точно не так, как тут описано.
ailev
Jun. 23rd, 2015 05:39 pm (UTC)
Предложенный viewpoint обобщается на любое обучение, измеряется по шкале аффективности Блюма (вот вариант -- и вариантов там тьма: http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/Bloom/affective_domain.html, мне больше всего нравится более простой вариант этой шкалы: 1. Не хочет даже слушать/читать. 2. Может слушать, не хочет запоминать, не может воспроизвести. 3. Выслушал, запомнил, может воспроизвести. 4. Знает, рекомендует другим, сам не пользуется. 5. Знает, рекомендует, пользуется сам).

Так что я бы по системному подходу не слишком бы объективировал систему (книжку с идеей), КПД книжки существенно определяется её читателем и может быть измерено по аффективной шкале Блюма ;-)

Что не исключает оценок содержания книг по другим шкалам, использование других viewpoint.
cartmendum
Jun. 24th, 2015 01:51 pm (UTC)
КПД книжки существенно определяется её читателем
О, да! :) Это особенно хорошо видно по комментариям к статьям на хабре или отзывам к книгам на озоне: кому "воды много", "нудятина", а кому и глаза открывает
vasia712
Jun. 23rd, 2015 07:17 pm (UTC)
Книга слишком богатое явление. Полезности очень разные бывают. Например, мне идеи не очень-то нужны. У меня своих идей выше крыши, а капитализация у идей таки да - отрицательная.

Самая главная полезность лично для мения - смена контекста. Неважно как. Можно просто развечься, можно посмотреть на что-то с другой точки зрения, можно познакомиться с чем-то новым, не суть. Суть в том, что собственные мысли, идеи и чувства задавленные, закупоренные в привычной внутренней матрице (не знаю как выразиться иначе) получают возможность всплыть и проявиться.

Вторая вещь, которую ценю не только в книгах, но и прочих видах медиапищи - это (опять не знаю как сказать иначе) детальки для сборки внутренней матрицы. Т.е. если в толстой претолстой книге в тоги отыскалось нечто (хоть одна штучка): факт, мысль, идея, оборот речи, схемка, словечко, логический ход и т.д., которые схватились, легли как деталь пазла на свое место - супер, книга прочитана не зря. Такие события редки. Обычно потом не вспомнить откуда что взялось, но оно отсается навсегда и влияет на все. Как там было: образование это то что у вас осталось, когда вы забыли все чему вас учили.
cartmendum
Jun. 24th, 2015 01:49 pm (UTC)
Про разноплановость книг уже осознал, да. Тут вот хороший комментарий был: http://cartmendum.livejournal.com/191075.html?thread=4052835#t4052835

И очень классный термин: "детальки внутренней матрицы". Действительно, это тоже важная задача - собирать эти детальки. Не понятно, что конкретно пригодится, когда, для чего... Но как правило, что-то из этого обязательно оказывается нужным. Часто в неожиданных условиях.
Daria Minyuk
Jun. 24th, 2015 12:08 pm (UTC)
Я как-то ходила на курсы по скорочтению. Самым главным там оказалось не само скорочтение, а фишки: как улучшить качество чтение и лучше запоминать прочитанное, как не убить глаза, как внимательно читать жуткую нудятину.
Одной из них было ставить цель на чтение.

Цели делятся на три типа: факты, эмоции, польза. Бывают их комбинации. Например, читаешь книжку по физике, потому что надо узнать факты для экзамена и чтобы почувствовать себя умным.
Как можно померить КПЧ в этом случае? Идей тут никаких нет. Ставить такой КПЧ разумно только для книжек с целью «польза».

Edited at 2015-06-24 12:10 pm (UTC)
cartmendum
Jun. 24th, 2015 01:46 pm (UTC)
Ставить такой КПЧ разумно только для книжек с целью «польза».
Да, конечно же!

Спасибо за ценный комментарий. А то я сейчас последнее время читаю книжки из категории "польза" и только сейчас понял, что кроме этого, бывают еще и другие категории книг :)

Да, для книг с целью "факт", а уж тем более "эмоции" какие-либо коэффициенты считать вообще не надо
mikolasamara
Jun. 25th, 2015 05:42 am (UTC)
Вы, сударь, прям как Мюллер. "Никому верить нельзя, даже себе. Мне - можно". (по моему скромному мнению). :-)
cartmendum
Jun. 26th, 2015 04:19 pm (UTC)
Местами такое бывает, да :)
stabich
Jun. 25th, 2015 10:08 am (UTC)
>идеи не то, чтобы ничего не стоят, они зачастую стоят отрицательных денег
Я делю стоимость идей на себестоимость и рыночную цену.
Рыночная цена, за сколько можно продать, обычно маленькая.
Себестоимость, во сколько мне обошлась её формулировка, обычно часы или месяцы жизни.
cartmendum
Jun. 26th, 2015 04:20 pm (UTC)
Блин... Ну это уже ваще жесть :)

Рыночная цена идеи... как ее можно определить? :) С себестоимостью еще круче, она в минутах или в рублях измеряется? :)
stabich
Jul. 5th, 2015 06:48 pm (UTC)
Рыночная цена? А как договоритесь. Обычно - очень дешево получается.
Себестоимость? Я бы ее в неделях или месяцах мерял. Как в рублях оценить неделю своей жизни - это уже другой вопрос.
( 29 comments — Leave a comment )