?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В нашем мире все вокруг немного меняется и постоянно отклоняется от ожидаемой нами ситуации то в лучшую, то в худшую сторону, но в среднем – все как обычно. Эффект выпрямления – это когда положительными изменениями мира мы не пользуемся в то время, как отрицательные бьют по нам в полную силу.

Как оно обычно бывает? Вот запланировал я все свои задачи на конкретные дни: это - на понедельник, это - на вторник, это - на среду… И тут во вторник так: «Бац!» и мир немножко отклонился в лучшую сторону. Допустим, запланированная встреча взяла да отменилась, в результате чего у меня образовался лишний час. Что я буду делать в этот час? Запланированное на вторник доделано, а остальное запланировано что на среду, что на четверг, значит прямо сейчас ничего срочного нет, и оставшееся время – мой профит. Можно взять и пойти тупить в фейсбучку. Но вот на следующий день вдруг выясняется, что вчерашняя встреча не отменилась, а перенеслась… На сегодня… Эдакое отклонение мира в худшую сторону, из-за которого у меня сегодня минус один час, и я что-то явно не успею сделать… В итоге, либо работаю сверх запланированного, либо у чего-то начинаю двигать сроки.

Так и получилось – положительное изменение мира продолбал, а от отрицательного – огреб, хотя в среднем-то все было нормально.

А у вас есть примеры эффекта выпрямления?


Кстати, я впилил возможность подписаться на еженедельную рассылку моих новых постов вам на e-mail. Подписаться можно тут.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
voidbent
Jun. 8th, 2015 05:19 pm (UTC)
> А у вас есть примеры эффекта выпрямления?

Было 2 задачи, обе оценили на 40 часов. В оценке каждой из них продолбали в 3 раза: одна оказалась в 3 раза сложнее а другая в 3 раза легче.

Одна заняла 120 часов, зато другую по накатанной дорожке уже сделали за 12. В итоге вместо 80 часов получилось 132.

Кстати ошибки в оценках для задач, в которых надо глубоко разбираться, идут именно в разы.
cartmendum
Jun. 9th, 2015 06:05 pm (UTC)
Кстати ошибки в оценках для задач, в которых надо глубоко разбираться, идут именно в разы.
Вот с этим стопицот раз согласен, да...
gorbylev
Jun. 8th, 2015 06:18 pm (UTC)
В такой ситуации нужен свободный график. Сделал раньше - пошёл отдыхать.
Завтра понадобилось задержаться - задержался (раз для дела надо).
Проблема в том, что в этом случае велика вероятность разрастания "необходимости задержаться".
lomelind
Jun. 8th, 2015 07:04 pm (UTC)
Конкретно эта штука гасится наличием каких-то задач формата "когда руки дойдут".
С тем, что "завтра минус час" напрямую она не борется - но если часть задач списать в эту группу - и в планах какой-то кусок дня им отдать - то они взаимно погасятся.

Есть ещё смежная штука к этому эффекту.
Скажем, способность-эффективно-действовать-в-течении-дня - очень сложно считать не от максимума (и тогда всякие "пришёл атмосферный фронт и голова болит" - отклонения вниз, а вверх отклонений не бывает), а от чего-то среднего, которое в чувствах не дано.
И тогда получается - либо всё ок, и план выполнен, но на том всё, либо что-то пошло не так - и план продолбан, что-то перенеслось на завтра.

С деньгами ещё видела такую схему. Есть люди, которые берут в магазин определённую сумму, это у них такой способ не потратить больше запланированного. Дальше - уже вроде всё купили, опа, деньги остались. Ура, значит что-то дешевле было, значит, можно потратить на вкусняшку.
А потом выясняется, что что-то из запланированного - не куплено, или куплено не в том объёме.

cartmendum
Jun. 9th, 2015 06:08 pm (UTC)
Конкретно эта штука гасится наличием каких-то задач формата "когда руки дойдут".
Ага, все верно. Только надо еще не торопиться идти тупить в фейсбучку, когда все, запланированное на сегодня, уже сделано. Надо будет учить себя перед этим смотреть в этот список.

С деньгами ещё видела такую схему. Есть люди, которые берут в магазин определённую сумму, это у них такой способ не потратить больше запланированного. Дальше - уже вроде всё купили, опа, деньги остались. Ура, значит что-то дешевле было, значит, можно потратить на вкусняшку.
А потом выясняется, что что-то из запланированного - не куплено, или куплено не в том объёме.

Шикарный пример выпрямления денег! Ошибиться в сумме можно даже если ничего не забыто, а просто цены был не точные. В итоге положительная флуктуация нивелируется покупкой вкусняшки, а из-за отрицательной флуктуации что-то нужное можно оставить на кассе :)
evgewko
Jun. 10th, 2015 08:36 am (UTC)
Есть люди, которые берут в магазин определённую сумму, это у них такой способ не потратить больше запланированного.

И снова та же проблема: когда реальная стоимость покупки (или времени выполнения задач в примере Макса) неизвестна, брать сумму впритык - это самостоятельно создавать себе условия, при которых любые негативные отклонения автоматически вызывают проблемы. Буфер решает с определенной вероятностью устраняет этот эффект.
cartmendum
Jun. 10th, 2015 05:24 pm (UTC)
Буфер нужен - факт. Но когда отсутствует выпрямление, тогда чем больше задач (покупок) тем меньше относительный размер буфера. Это то, на чем строится метод критической цепи: неопределенность суммы меньше суммы неопределенностей.
evgewko
Jun. 14th, 2015 05:29 pm (UTC)
В условиях существования эффекта выпрямления получается достаточно занятный эффект. Минимальное время выполнение критической цепи получается только тогда, когда время выполнения каждого элемента цепи соответствует оценке на этот элемент.
У меня есть интуитивное ощущение, что из этого следует вывод о том, что для индивидуального исполнителя оценка отдельной задачи должна делаться из соображений минимально возможного времени без любых запасов и буферов, поскольку любой небольшой запас, если реализуется, с большой вероятностью все равно будет продолбан.
cartmendum
Jun. 17th, 2015 01:02 pm (UTC)
Минимальное время выполнение критической цепи получается только тогда, когда время выполнения каждого элемента цепи соответствует оценке на этот элемент.
Ну вот тут я совсем ХЗ :) Но жопой чую, что это не совсем так

У меня есть интуитивное ощущение, что из этого следует вывод о том, что для индивидуального исполнителя оценка отдельной задачи должна делаться из соображений минимально возможного времени без любых запасов и буферов, поскольку любой небольшой запас, если реализуется, с большой вероятностью все равно будет продолбан.
Ну вот в самой тяжелой форме эффекта выпрямления сроков оно ровно так и происходит - любой запас с очень большой вероятностью продалбывается.
lomelind
Jun. 10th, 2015 01:55 pm (UTC)
Или - как-то иначе настроить наступление события "тупить в фейсбучку".
Не на "когда делать больше нечего", а например отдельным делом, которому конкретную часть дня отвести.

cartmendum
Jun. 10th, 2015 04:35 pm (UTC)
Тупеж в фейсбучку - это прошитая на подкорке реакция на все непонятное :) Или когда мозг в конец устал. Изменить поведение на эти события очень тяжело :)
evgewko
Jun. 8th, 2015 10:18 pm (UTC)
Для начала вопрос: почему эффект "выпрямления"? Что именно выпрямляется?

Сам по себе пример эффекта мне кажется несколько натянутым. Натянутость в двух моментах.
Во-первых, в том, что в этом примере все дела на вторник, среду и четверг запланированы под завязку, без буфера времени, предполагая, что время выполнения всех задач полностью известно, расписано подряд и никаких форсмажоров не происходит, а также без буфера задач, который lomelind уже обозвал задачами "когда руки дойдут". Наличие таких буферов позволит эффект компенсировать при отклонении в любую сторону.
А во-вторых, подразумевает исключительную неспособность индивидуума адекватно реагировать на ситуацию, что впрочем близко к реальности:)
А еще, если задача сначала отменилась, а потом возникла заново, то это все-таки, не та же задача, которая вносит кашу, а новая, которая требует перепланирования, то есть сюда еще вопрос отношения к ситуации стоит добавить.
cartmendum
Jun. 9th, 2015 06:04 pm (UTC)
Выпрямляются флуктуации - положительными мы не пользуемся, а от отрицательных страдаем.

Сам по себе пример эффекта мне кажется несколько натянутым. Натянутость в двух моментах.
Ниже был пример. Что стоило бы поменять в этом примере, чтобы он стал менее натянутым? ;)
evgewko
Jun. 10th, 2015 08:46 am (UTC)
Макс, проблема в том, что ты предполагаешь, что у большинства происходит перекос именно в негативную сторону. Впрочем, если взять людей, который тщательно планируют свои задачи, но при этом делают это впритык, то несимметричность распределения вероятности времени выполнения задач вполне может к такому эффекту приводить. Выполнение задач быстрее оценки будет происходит чаще, но сэкономленное время от каждой задачи будет меньше, а значит психологически будет больше желание потратить освободившиеся 5-10 минут на потупить, нежели перейти к следующей задаче. А негативные эффекты в любом случае приводят к сдвигу расписания. Если бы распределение было симметричным, я думаю, что эффекта выпрямления бы не было.
cartmendum
Jun. 10th, 2015 05:22 pm (UTC)
Я предполагаю, что отклонения могут быть как в положительную сторону, так и в отрицательную. При этом отклонения в положительную сторону продалбываются. При этом форма распределения не важна на самом деле. При ассиметричном распределении выпрямление будет более заметным, но и при симметричном никуда не денется.
evgewko
Jun. 14th, 2015 05:12 pm (UTC)
Ты меня не совсем верно понял. Под негативным перекосом я имел в виду продалбывание излишков времени, образовавшихся из-за положительных отклонений реального времени выполнения от оценки.
Так вот, насколько я понял, ты полагаешь, что большинство людей не в состоянии использовать этот излишек. И мое объяснение этому именно несимметричность распределения вероятности - один из комментариев к твоему письму про отклонение в 3 раза это хорошо иллюстрирует. Использовать образовавшиеся 10-15 минут сложнее, чем час или два, при том что возникновение продолжительных промежутков времени маловероятно, если задачи мелко подроблены.
Собственно, так я и предлагаю сделать пример менее натянутым.
anton_nix
Jun. 9th, 2015 09:09 am (UTC)
Ну вот, например, Максим учит планировать задачи на день ;) И я планирую типа ровно на этот день задач. И тогда получается, если мне в какой-то день повезло и я закончил задачи раньше, то я иду тупить в фейсбучку. Хотя по-хорошему надо бы заглянуть в список "на неделю" и поделать еще что-нибудь.
cartmendum
Jun. 9th, 2015 06:02 pm (UTC)
Если закончил запланированное - не торопись тупить в фейсбучке :)
Denis Nelubin
Jun. 9th, 2015 05:48 pm (UTC)
А если наоборот
А если наоборот: ограничивать влияние неудач и брать по максимуму от положительных всплесков, то получается тот самый эффект штанги, про который талдычит Талеб.
cartmendum
Jun. 9th, 2015 06:01 pm (UTC)
Re: А если наоборот
ну да :)
Именно!
cartmendum
Jun. 10th, 2015 07:24 am (UTC)
Re: А если наоборот
Хотя... не совсем...
Стратегия штанги Талеба - это про чернолебяжьи флуктуации. Редкие, но пипец какие меткие.
Эффект выпрямления проявляется и на обычных флуктуациях типа шума. А стратегия штанги для подобных флуктуаций - это будет нечто схожжее с высокочастотными торгами на бирже.
Евгений Тевелевич
Jun. 10th, 2015 03:53 am (UTC)
... ага, только отклонения мира в худшую сторону всегда заметны и часто раздражают, а отклонения в лучшую сторону происходят как то не заметно. То есть надо научиться замечать и пользоваться подарками времени.
( 22 comments — Leave a comment )