?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об опилках времени

Здесь я опять хочу вернуться к списку задач и к важности правильных и четких формулировок (Про список задач я уже писал здесь, здесь и здесь)

Мы очень часто говорим, что нам не хватает времени, хотя на самом деле у нас времени довольно много, просто оно какое-то кривое: тут пять минут, там десять... Друкер называет это низким качеством времени, Архангельский (не уверен, что он, но, по-моему, он) – «опилками» времени.

Эти «опилки» времени появляются часто и непредсказуемо. Например, встреча внезапно закончилась раньше… Хотя нет… Такого не бывает, встречи не заканчиваются раньше, она закончилась сильно позже и из-за этого вы решили не ходить на встречу, что шла впритык, в результате у вас появилось 15 минут времени. При этом мозг устал и запускать процесс мышления ой как не хочется. Что вы сделаете полезного в эти 15 минут?

Конечно было бы здорово заглянуть в свой список задач, где написаны четкие и конкретные действия, сформулированные так, что вы способны понять их смысл и начать действовать без обращения к уже уставшему медленному мышлению. Вы бы выбрали первое попавшееся действие, которое способны выполнить прямо сейчас, выполнили бы его, и добавили в свой список следующее действие, такое же понятное, как и то, что вы только что выполнили.

А что произойдет, если у вас такого списка нет или он составлен абы как? Например, списком задач вы можете называть список тем e-mail-ов которые по каким-то причинам, когда-то почему-то показались вам заслуживающими того, чтобы их отметили этим гребаным красным флажком. Вам же будет противно лишний раз заглянуть этот список, да? Там же большая часть этих флажочков назначена на сегодня (они же пипец какие важные) и при этом все они красного цвета (потому что месяц как уже продалбываются)… В лучшем случае вы просмотрите первые несколько штук, потратите остатки мышления на вычисление следующего действия, поймете, что по ряду причин это действие надо выполнить потом (не сейчас) и… пойдете тупить в фейсбучку, так как «вы очень устали, а просмотр котиков в ленте расслабляет мозг, да и вообще через 15 минут опять встреча»…

Все так, да?




Кстати, я впилил возможность подписаться на еженедельную рассылку моих новых постов вам на e-mail. Подписаться можно тут.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
denis_demakhin
May. 19th, 2015 07:16 pm (UTC)
Всё так.
grigori2112
May. 19th, 2015 07:32 pm (UTC)
Я на такие случаи всегда ношу читалку. Есть несколько минут - почитал чего-нибудь. Главное - подобрать заранее такую книгу, которую можно такими небольшими урывками читать.

Edited at 2015-05-19 07:36 pm (UTC)
mantis_
May. 20th, 2015 07:19 am (UTC)
+1
Только я поменял смарт с 4" на 5", поставил читалку и закинул немного классики от фантастики. После этого перестал думать "чтобы бы полистать" в такие 15 минут.
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:06 am (UTC)
Вариант, да
namgul
May. 19th, 2015 08:29 pm (UTC)
Да, заметил что если с мейлов снимать красные флажки - они исполняются быстрее. Такая, блин, классификация - unread / read / do not read me!
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:07 am (UTC)
А тебе еще присылают письма с этими флажками да?

Меня такие персонажи раньше очень выбешивали, кто присылал мне не просто письма, а эти хреновы напоминашки.
namgul
May. 31st, 2015 02:53 pm (UTC)
Не, я не про это. В GMail'е можно ставить пометки на письмо - звездочки, флажки, восклицательные знаки. Какое-то время использовал их для разбора почты: помечал то на что нужно ответить - ну чтобы повторно не читать с мыслью "на это надо ответить". В итоге все свелось к тому что письма с флажками оставались с этими флажками НАДОЛГО, поскольку привык взглядом пропускать их :) Мозг, гад такой, умный и талантливый в деле оптимизации себя от лишней работы :))
cartmendum
Jun. 1st, 2015 05:39 pm (UTC)
Да, да, мозг умный: "Я же это письмо уже смотрел и даже флажок решил поставить. Может, ченить новенькое посмотрим, а?" :)
sakutina
May. 19th, 2015 08:58 pm (UTC)
> не уверен, что он, но, по-моему, он
До Архангельского в 1974 году о таких промежутках точно писал Даниил Гранин в книге "Эта странная жизнь" (про биолога Александра Александровича Любищева) и называл их "отбросами времени".

Про опилки первый раз читаю, прикольно :)

P.S. Блин, Макс, ржу в голос ))) Не удержалась, загуглила твои опилки. По ходу дела, ты новую технику изобрёл: джедайские опилки времени.
ailev
May. 20th, 2015 08:12 am (UTC)
Да, "песок -- опилки Времени" (https://www.stihi.ru/2011/01/16/11002 -- там и ссылка на оригинал, откуда цитировали, но его удалили из Сети).

Поэзия ;)
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:09 am (UTC)
Да-да-да... Про Любищева слышал тоже. О говорят, дядька тоже был далеко не самый простой.

P.S. Блин, Макс, ржу в голос ))) Не удержалась, загуглила твои опилки. По ходу дела, ты новую технику изобрёл: джедайские опилки времени.
Метод джедайского Винни-Пуха, когда одни опилки...
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:10 am (UTC)
r1ddl3r
May. 20th, 2015 05:44 am (UTC)
А по-моему в такие вот опилки удобно даже не из списка задач что-то исполнять, а выполнять действия, направленные на поддержание это списка задач в актуальном состоянии. Для меня это выражается в очистку инбокса (за встречу наверняка же что-то в инбокс накапало, вот сижу и переделываю емайлы в задачи), просмотр задач на сегодня (например, иногда забываю сразу пометить выполненную задачу как выполненную - и в таком вот опилке времени это можно сделать), и т.п. Это мне заменяет ежедневные и еженедельные обзоры... минус одна штука, которую надо специально планировать :)
lady_carmine
May. 20th, 2015 11:26 am (UTC)
Разумно :)
de_aztec
May. 20th, 2015 01:24 pm (UTC)
У меня похожая тактика кстати. На чистку задач тоже время надо, и как раз в такие промежутки очень хорошо получается.
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:14 am (UTC)
А по-моему в такие вот опилки удобно даже не из списка задач что-то исполнять, а выполнять действия, направленные на поддержание это списка задач в актуальном состоянии.
И это тоже один из способов с использовать опилок времени. Очень хорошее и дельное замечание.

Иногда, когда ничего не хочется делать, можно повтыкать в список задач, да. Я себя сравниваю в такие моменты с монахом, который перебирает четки. Только ты перебираешь задачки.

Это мне заменяет ежедневные и еженедельные обзоры... минус одна штука, которую надо специально планировать :)
Заменять или не заменят -это уже второй вопрос. Ритуал обзора он добавляет осмысленности, а дополнительной осмысленностью что-то испортить сложно :)
lomelind
May. 20th, 2015 10:49 am (UTC)
Можно и проще.

Проблема с "задачами из списка задач" - что они не обязательно укладываются в 15 минут, да ещё и могут требовать специальных условий (сложно помыть посуду, стоя в пробке).
Но главное - что вот это опилочное время - не гарантировано. Может случиться, но может же и нет. Так что если всерьёз закладываться на то, что часть таск-листа будет выполняться именно в это время - можно вечером очень неприятно удивиться.

Имхо, логичнее иметь специальные, "опилочные" задачи. Которые в принципе сделать надо, но не срочно. И очень желательно, чтоб это не лягушки были.
Книжку почитать, например:) Особенно если в электронный девайс засунуть. Рукоделье ещё хорошо идёт, особенно если речь о постоянном месте, чтоб не таскаться. Френд-ленту тоже можно почитать - если в принципе есть решение прочитывать её всю, то опилочное время не хуже любого другого. На комментарии, опять же, ответить.
Сюда же удобно всяческое техобслуживание себя. Поесть-попить-в туалет заглянуть-одеться-раздеться-посидеть, прикрывши глаза...

Собственно, мне кажется упадочной тайм-менеджерская идея "выжать всю пользу из каждого промежутка времени", если под пользой понимать количество выполненных задач. Иногда нужно и топор точить - и опилочное время для этого в нашей культуре годится больше. Потому что оно как бы подарок, а не оторванное от По Настоящему Важных Дел.
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:23 am (UTC)
В общем, разумно все да.

И естественно, не надо закладываться на то, что опилочное время будет. Но если оно появляется часто, то хорошо быть готовым к его использованию. Заранее готовым.
3grwzax
May. 20th, 2015 05:34 pm (UTC)
Не пользуюсь красными флажками.

Во входящих письма помечаю цветовым ярлыком (красный - прочитал, понял что делать, делаю; жёлтым - делать не нужно, пригодится в ближайшее время какая-то важная информация о мероприятии, для использования в расчётах и т. д.; без ярлыка - не прочитал и не разобрался; красная и затем жёлтая - это типа выполнил красную задачу, жду ответа начальника, после которого можно в корзину отправить).

Всё, что сделал, удаляю в корзину, освобождая входящие. Всё. Чем меньше писем во входящих, тем лучше себя чувствую :) Уничтожил письмо - ачивка. Так и живём. Все задачи во входящих, невольно утраиваю ретроспективу работ.
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:24 am (UTC)
А в чем тонкое отличие красных флажков от цветовых ярлыков? :)
3grwzax
May. 23rd, 2015 10:46 am (UTC)
Красные флажки же всегда красные, а цветные ярлыки - цветные. Люблю медитировать, смотря в папку "входящее".
cartmendum
May. 23rd, 2015 11:56 am (UTC)
мда... :)
Алексей Лосев
May. 22nd, 2015 08:48 am (UTC)
Я тут книжку одну читаю... Так вот, исследования показывают, что когда мы видим красный цвет, у нас вместо реакции "остановись и подумай", которая направляет энергию в лобные доли мозга, включается реакция "бей или беги", которая энергию с лобных долей мозга выключает и переводит ее на мышцы. Исследований приводится в достаточно много, начиная от снижения результатов тестов у участников, которым задание выдавали в красной папке и заканчивая результатами спортсменов выступающих на олимпиаде в единоборствах. Поэтому красные флажки это... Не только превращение времени в опилки, но еще и принудительное выключение медленного мозга.
cartmendum
May. 23rd, 2015 10:28 am (UTC)
Хм... интересно :) А в книге есть ссылки на исследования какие? :) Очень любопытно ведь :) Может, простым перекрасом просроченных задач из красного в нежно голубой можно резко повысить производительность пользователей аутлука по всему миру :)
Алексей Лосев
May. 24th, 2015 04:45 pm (UTC)
1. Elliot, A. J., Maier, M. A., Moller, A. C., Friedman, R., & Meinhardt, J. (2007). Color and psychological functioning: The effect of red on performance attainment. Journal of Experimental Psychology:General, 136, 154-168.
2. Elliot, A. J., Maier, M. A., Binser, M. J., Friedman, R., & Pekrun, R. (2009). The effect of red on avoidance behavior. Personality and Social Psychology Bulletin, 35, 365–375.
3. Hill, R.A. and Barton, R.A., Red enhances human performance in contests, Nature, 435:293, 2005.
4. Attrill MJ, Gresty KA, Hill RA & Barton RA 2008 'Red shirt colour is associated with long-term team success in English football' J Sports Sci 26, (6) 577-582
Ну и так далее ;)
cartmendum
May. 24th, 2015 06:08 pm (UTC)
Прикольно :)

Спасибо! :)
Алексей Лосев
May. 25th, 2015 03:32 am (UTC)
Прикольно не то слово. Я об нашей разумности был более высокого мнения ;)
cartmendum
May. 25th, 2015 11:11 am (UTC)
Да вообще :) Мы глупые и ленивые существа :) Но при этом с огромным самомнением, благодаря которому считаем себя умнее всей прочей фауны :)
( 28 comments — Leave a comment )