?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Пока остановился на трех вопросах:

1. Сформулирована ли задача как ответ на вопрос: «Что нужно сделать?»
Хорошо: «Отправить документы в бухгалтерию», «Описать архитектуру системы в википедии»
Плохо: «Документы», «Бухгалтерия», «Архитектура», «Fwd: Fwd: Fwd: Fwd: Помогите, срочно надо!»
Совет: Мозг всегда вычисляет ответ на вопрос «что нужно сделать?» и вы сэкономите массу мыслительных сил, если, вычислив этот ответ однажды, вы «закэшируете» его в списке задач.

2. Понятен ли вам, как выглядит результат выполнения этой задачи?
Хорошо: «Проверить свободное место в /var/log», «Составить список замечаний к Васиному коду»
Плохо: «Исследовать причину падения сервера», «Проанализировать код Васи»
Совет: Непонятный результат выполнения задачи – частая причина прокрастинации, представьте себе то, что хотите получить в конце, перед тем, как двигаться дальше.

3. Способны ли вы выполнить эту задачу за 15-30 минут с расслабленным мозгом?
Хорошо: «Прочитать Главу 1 «Войны и мир», «Позвонить в банк, попросить прислать договор»
Плохо: «Прочитать «Войну и мир», «Взять ипотеку»
Совет: Воспользуйтесь методикой естественного планирования (см. ниже), что бы определить первое физическое действие.

Думаю, что надо еще добавить вопрос про то, не лишаем ли мы себя гибкости, произвольно назначая дату выполнения задачи, исходя только из своих надежд и желаний, а не возможностей и текущей ситуации. Только пока не очень понимаю, как его красиво сформулировать. предварительно получилось как-то так:

4. Если назначена дата исполнения, то продиктована ли она настоящей необходимостью?
Хорошо: к датам привязаны периодические задачи или задачи, выполнение которых в другие даты влечет за собой неминуемые негативные последствия («Внести платеж по кредиту», «Отправить еженедельный отчет», «Провести обзор списка задач»).
Плохо: единственная причина, по которой задаче назначена дата исполнения является заблуждение: «если дата не поставлена, до задача не будет сделана никогда»
Совет: Ситуация, когда для выполнении задачи требуется назначить ей дату, как правило, свидетельствует об общем перегрузе. В этом случае надо задуматься о законе впихивания: «при попытке впихнуть невпихуемое выпихивается ранее впихнутое» и подумать, что оказалось выпихнутым?

Tags:

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
Андрей Валяев
Mar. 6th, 2014 07:11 pm (UTC)
А как же японский метод пяти нахуа?
Всмысле, может быть мы вообще не хотим делать эту задачу?
К чему мы стремимся?
Может лучше фтопку?
cartmendum
Mar. 6th, 2014 07:14 pm (UTC)
Re: А как же японский метод пяти нахуа?
А как бы сформулировать вопрос для чеклиста? ;)
golub
Mar. 6th, 2014 07:30 pm (UTC)
Пункт 4 очень правильный, у меня с этим постоянная проблема. Сначала прекраснодушно сам себе назначаю дату, а потом расстраиваюсь из-за просрочек и переносов.
cartmendum
Mar. 6th, 2014 07:44 pm (UTC)
Это любимые грабли многих :)
maxfrolov
Mar. 6th, 2014 07:57 pm (UTC)
А мне больше нравится побудительное наклонение :-)

Не "сделать", обращённое в информационное поле Вселенной,
а "сделай", направленное конкретно ко мне, или "Х делает" направленное к конкретному Х.
cartmendum
Mar. 6th, 2014 08:09 pm (UTC)
"Х делает", "Х знает"... :)

Побудительное наклонение тоже хорошо, но не принципиально. Главное, что бы мозгу не надо было лишний раз думать и транслировать все это в образ конкретного физического действия.
bjglj
Mar. 6th, 2014 08:23 pm (UTC)
Читать Льва Николаевича и звонить в банк с расслабленным мозгом - чревато. ;)
cartmendum
Mar. 6th, 2014 08:30 pm (UTC)
Ну не с напряженным же мозгом это делать :) Ну либо мы по-разному считаем мозг напряженным :)
(no subject) - bjglj - Mar. 7th, 2014 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Mar. 7th, 2014 03:39 am (UTC) - Expand
raccoon
Mar. 6th, 2014 08:23 pm (UTC)
Я обычно еще прошу оценить время, которое требуется для достижения описанного результата, и пишу критерии приемки оного.
Причем, время прошу оценивать, пользуясь таким вот простым на первый взгляд методом: скажи мне, сколько дней удет на задачу при условии, когда ты "весь взмок и еле успел", "работал напряженно, но все же времени было достаточно" и "работал в комфортном режиме".
То есть, к примеру: к среде результат, возможно, будет, но это оооочень трудно, и придется оооочень напрячься", к пятнице - результат вполне может быть, и к понедельнику - уж точно будет.
А потом прошу подумать и ответить, почему это будет оооочень трудно сделать к среде, вероятно, можно сделать к пятнице и уж совсем наверняка - к понедельнику.
Выясняются порой любопытнейшие вещи, например, чтобы подготовить ТЗ в 205 страниц, надо 2 дня потратить только на редактирование и форматирование этого ТЗ.

Edited at 2014-03-06 08:30 pm (UTC)
cartmendum
Mar. 6th, 2014 08:32 pm (UTC)
Наташк, здесь речь идет о ГТДшном списке задачек, а не списке задач по проекту.

Да, это я зря про это не написал.

Для списка задач на команду - это очень правильное замечание.
gleb_kudr
Mar. 6th, 2014 08:31 pm (UTC)
Самое первое (еще перед "как сделать") - для чего это нужно. Каждая задача должна быть в контексте какой-то глобальной цели, иначе ее нет смысла и делать. Чем-то похоже на твой четвертый пункт, но все-таки вполне самостоятельная ценность.

Edited at 2014-03-06 08:34 pm (UTC)
cartmendum
Mar. 6th, 2014 08:36 pm (UTC)
На самом деле каждая отдельно взятая задача может и не быть привязанной к какой-то цели. Плохо, когда есть цель и к ней приводит мало задач из тасклиста и плохо, когда большинство задач в тасклисте не ведут ни к каким целям. Но вот утверждать, что "для каждой задачи определена цель" я не готов.
(no subject) - gleb_kudr - Mar. 6th, 2014 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Mar. 6th, 2014 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gleb_kudr - Mar. 6th, 2014 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brinlig - Mar. 7th, 2014 02:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Валяев - Mar. 7th, 2014 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - brinlig - Mar. 7th, 2014 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - Андрей Валяев - Mar. 7th, 2014 07:05 am (UTC) - Expand
pmwoman
Mar. 7th, 2014 04:15 am (UTC)
А точно ли Я должен делать эту задачу?
golub
Mar. 7th, 2014 07:38 am (UTC)
ТОЧНО ли я должен делать эту задачу?
Точно ли я ДОЛЖЕН делать эту задачу?
Точно ли я должен ДЕЛАТЬ эту задачу?
Точно ли я должен делать ЭТУ задачу?

Больше вариантов нет :)
(no subject) - cartmendum - Mar. 7th, 2014 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jun. 22nd, 2015 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Mar. 7th, 2014 07:40 am (UTC) - Expand
Алексей Лосев
Mar. 7th, 2014 06:04 am (UTC)
В связи с тем, что задачи не привязанные к точному времени я храню в миндмапе, у меня они бьются по видам деятельности. Купить, читать, смотреть, звонить. Что позволяет быстрее выбирать под текущую деятельность. Например, выхожу с работы домой. Точно нет смысла смотреть на задачи "читать", но есть смысл заглянуть в задачи "купить" или "позвонить". Может это и пересекается с пунктом 3, про расслабленный мозг...
И, кстати, раз уже пошла такая пьянка, а разве хороший пример: «Проверить свободное место в /var/log» и «Позвонить в банк, попросить прислать договор», не являются плохими примерами, т.к. занимают порядка 2 минут и их надо делать сразу, как только они пришли во входящие?
cartmendum
Mar. 7th, 2014 07:42 am (UTC)
В связи с тем, что задачи не привязанные к точному времени я храню в миндмапе, у меня они бьются по видам деятельности. Купить, читать, смотреть, звонить. Что позволяет быстрее выбирать под текущую деятельность.
Есть такое. У продвинутых ГТДшников это называется контекстом. Но я сам с этим не заморачиваюсь и по началу другим не рекомендую.

И, кстати, раз уже пошла такая пьянка, а разве хороший пример: «Проверить свободное место в /var/log» и «Позвонить в банк, попросить прислать договор», не являются плохими примерами, т.к. занимают порядка 2 минут и их надо делать сразу, как только они пришли во входящие?
Блин, прав :) Надо другой пример выдумать :)
jan_y
Mar. 7th, 2014 06:48 am (UTC)
не всегда для выполнения задачи нужен расслабленный мозг
Алексей Лосев
Mar. 7th, 2014 07:34 am (UTC)
Про расслабленный мозг, насколько я понимаю, это критерий для задач которые не требуют умственных усилий. Т.е. пришел с утра на работу, полон сил, горы можешь свернуть? Ну и бери задачу которая требует концентрации. Посадил батарейки? Выбираешь задачу на "расслабленный мозг"...
Yury Yurevich
Mar. 7th, 2014 08:00 am (UTC)
Пользуюсь чем-то подобным. Я не апологет GTD и не строгий последователь джедайской техники пустого инбокса. Какие-то приемы частично похожи/адаптированы/заимствованы :) Но я никогда не заморачивался на описание четких инструкций как я это делаю :) По туду листу мне особо добавить нечего (если говорить о чеклисте :)) Некоторые подробности ниже. Если что, задавай наводящие вопросы :)

Мне что не хватает хорошего туду-листа который был бы интегрирован с календарем. В итоге использую комбинацию. Для домашних дел использую Apple Reminders, для рабочих — Google Keep

В жизни:

В жизни не особо практикую GTD, но когда 5 мелких дел нужно сделать в рамках рабочего дня и не забыть, то тогда пишу TODO лист. Пишу задачи подробно:

- позвонить в банк и узнать чего они тормозят с документами

после звонка выясняется, что нужно перезвонить через пару дней. Тогда уже добавляю напоминалку на два дня вперед "позвонить в банк и узнать чего они тормозят с документами"

- подписать договор, отвезти в FedEx
- позвонить в DMV, узнать насчет текущего адреса машины

Точно так же как и для рабочих дел, если что-то требует выделенного времени, то дополнительно добавляю в календарь для "блокировки" выбранного окна.

Периодические задачи стараюсь либо оптимизировать (большинство периодических платежей перевел на автоматическое списывание), либо группировать, привязывая к чему-то и делать "ритуалом" — в конце каждого месяца я сажусь за компьютер и плачу за X, Y, Z. В середине месяца, после з/п я плачу за A, B.

Поэтому у меня нет развесистого туду листа и я не записываю туда все подряд. Так, эпизодически :)

В работе:

подход к написанию задач для самого себя в туду листе примерно такой же — максимально прямые указания к действию. Плюс группировка по проектам (группы в Keep) и срочности (цветовое кодирование).

Бывает что под какое-то дело нужно резервировать 3-4 часа времени и чтобы дать знать другим людям, что я занят, приходится помимо туду листа добавлять эту задачу в календарь чтобы никто не впихнул в это время ничего лишнего :)

Пытался для работы использовать календарь как туду лист, чтобы он, скажем, в 6 утра слал напоминания о сегодняшних планах. Столкнулся с проблемой, что тогда растет непрочитанный инбокс :) Зачастую не принципиально, будет сделана задача сегодня или завтра. Но добавление в календарь предполагает что ты сделаешь в этот день и если по каким-либо причинам не получается (причем, это не так что один день, а достаточно часто), то возникает чувство, что ты ничего не успеваешь :)


Еще обнаружил, что создание хороших туду листов коррелирует с созданием плана действий по каким-либо вопросам. Т.е. если, к примеру, ты делаешь обзорную заметку по совещанию и нужно описать action items, то используются те же самые критерии как и для туду листа. Или, составляешь план действий для сложного деплоя или миграции, особенно если задействованы несколько людей в процессе :)
cartmendum
Mar. 7th, 2014 08:16 am (UTC)
Мне что не хватает хорошего туду-листа который был бы интегрирован с календарем.
А зачем тебе синхронизация с календарем? ;)
Я умышленно разделил эти две вещи, список задач - для задач, календарь - для встреч.
В списке задач у меня есть 3 категории в зависимости от того, когда это надо сделать: сегодня, на этой неделе, когда-нибудь. Каждый день я просматриваю то, что нужно сделать на этой неделе и выбираю оттуда то, что нужно сделать сегодня. Соответственно, раз в неделю я просматриваю все и смотру, что нужно сделать на этой неделе. Это позволяет не продалбывать задачи. Плюс, когда тасклист находится под перманентным просмотром он не тухнет


Бывает что под какое-то дело нужно резервировать 3-4 часа времени и чтобы дать знать другим людям, что я занят, приходится помимо туду листа добавлять эту задачу в календарь чтобы никто не впихнул в это время ничего лишнего :)
Да-да-да, встреча с самим собой, как я это называю :)


Пытался для работы использовать календарь как туду лист, чтобы он, скажем, в 6 утра слал напоминания о сегодняшних планах. Столкнулся с проблемой, что тогда растет непрочитанный инбокс :) Зачастую не принципиально, будет сделана задача сегодня или завтра. Но добавление в календарь предполагает что ты сделаешь в этот день и если по каким-либо причинам не получается (причем, это не так что один день, а достаточно часто), то возникает чувство, что ты ничего не успеваешь :)
Именно! Вот об этом и есть 4й пункт :)
(no subject) - pmwoman - Mar. 7th, 2014 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Mar. 7th, 2014 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pmwoman - Mar. 7th, 2014 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Yury Yurevich - Mar. 7th, 2014 10:11 pm (UTC) - Expand
beskov
Mar. 7th, 2014 08:43 am (UTC)
«Проверить свободное место в /var/log»
Это всё-таки результат или действие? Я лично не понял, что является тут результатом.
То, что удалось наконец проверить свободное место?

Я бы всё-таки добавил вопрос «Как ты поймёшь, что задача сделана»?


Было бы здорово, чтобы у тебя были сквозные примеры. А то непонятно, как выглядит результат «отправить доки в бухгалтерию» — есть исходящее письмо? Доки лежат на столе у бухгалтера?
cartmendum
Mar. 7th, 2014 10:01 am (UTC)
Ага, согласен. Сквозных примеров не хватает
jacks_alterego
Mar. 7th, 2014 10:04 am (UTC)
3. Способны ли вы выполнить эту задачу за 15-30 минут с расслабленным мозгом?
Хорошо: «Прочитать Главу 1 «Войны и мир»

jacks_alterego
Mar. 7th, 2014 10:05 am (UTC)
если по делу - то...
Для себя выработал следующую технику установки контекстов на задачи

Место : Человек : Задача

Например

Питер : Вана Петров : Поговорить про код ревью


Позволяет очень быстро разрезать списки задач по контекстам
cartmendum
Mar. 7th, 2014 10:19 am (UTC)
Во! С контекстами очень хорошо. Но у меня это уже продвинутый уровень владения джедайской техникой :)
mjurphy
Mar. 7th, 2014 11:00 am (UTC)
Может быть, еще "в формулировке задачи нет неопределенностей с ресурсами"?
cartmendum
Mar. 7th, 2014 11:16 am (UTC)
А можешь для примера привести "хорошо" и "плохо"?
(no subject) - mjurphy - Mar. 7th, 2014 11:34 am (UTC) - Expand
Sergey Martynenko
Mar. 10th, 2014 03:16 pm (UTC)
IMHO:
1. Глагол в повелительном наклонении в заголовке задачи чаще полезен чем вреден.
Согласен: не "документы", а "послать документы".

Но есть несколько но.

а) В описании дефекта лучше не писать глагол для экономии места. Понятно, что дефект и так надо править.

Соответственно: лучше "При пересечении льгот большая должна поглощать меньшие, а не суммироваться" нежели "Исправить ошибку суммирования льгот при их пересечении" (пример из ЖКХ)

б) Можно формулировать задачу в терминах действий, можно в терминах результата.
Формулировка в терминах действий как раз и предполагает наличие глагола в повелительном наклонении. Такой подход подразумевает, что перед фиксацией задачи была проведена аналитическая работа и теперь исполнитель может не включать мозг, зачем на самом деле нужна траншея, а просто ее копать. Так проще и быстрее...
Но иногда приводит к эпик фейлам.

Разберем жизненный пример. Есть машинка ДЖИП. Если он стоит без движения более 2 дней, то движок не заводится, приходится прикуривать. Аккумулятор старый, пора поменять. В обычно режиме эксплуатации ничего страшного. Машина используется каждый день и не по разу, да и если что всегда можно попросить соседей.
Можно сформулировать в терминах действий: "Сменить аккумулятор". Просто, понятно, легко запомнить.
Но если не описан контекст, т.е кроме действия не описана цель, то выезд на рыбалку может закончиться не слишком весело. Многотонную машину с коробкой автомат проблематично завести в глуши...
Это один вариант. Есть и другой. Проблема может быть не в аккумуляторе, а например в проводке или не отключаемом потребителе электричества. И смена аккумулятора не поможет.

Формулируя задачу в терминах действий автор задачи берет на себя немалую ответственность. Зато так проще исполнителю.

--------------------
«Проверить свободное место в /var/log» - плохая формулировка. Ну проверил и че?

- Штурман, приборы?
- 300.
- Что 300?
- А что приборы?
cartmendum
Mar. 10th, 2014 04:00 pm (UTC)
Я не написал большими буквами, что речь идет о списке личных задач из системы личной эффективности.

Если рассматривать это все как список задач проекта, тогда ты все верно написал. Если рассматривать личную эффективность, то там большая часть контекста самому себе и так понятна
Sergey Martynenko
Mar. 10th, 2014 03:21 pm (UTC)
> Способны ли вы выполнить эту задачу за 15-30 минут с расслабленным мозгом?
Для программного проекта это слишком мелкая декомпозиция (исключая описания дефектов). В жизни может быть и так и так. Но все таки лучше задачки покрупнее.

"Покатать дочку на лошади" - задача на 1.5 - 3 часа. Т.к. предполагает еще "покормить их морковкой", "погладить кролика", "полазить по деревьям", "поиграть в догонялки с собакой". Ну и плюс сборы и дорога.
cartmendum
Mar. 10th, 2014 04:01 pm (UTC)
Для проекта я считаю норамальной декомпозицией такую, что каждый стендап ты можешь ответить номером задачи на вопрос: "что ты сделал?"
(no subject) - osdm - Mar. 11th, 2014 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Mar. 11th, 2014 05:57 pm (UTC) - Expand
Sergey Martynenko
Mar. 10th, 2014 03:29 pm (UTC)
Если рассматривать управление по датам, то это не один вариант:
* "В любое время, не позднее" - оплата телефона.
* "тогда и именно тогда" - на совещании будет 30 человек. Согласованное время - 14:30-15:15. Поди попробуй сделать эту задачу в другое время... Или: "с 1 апреля вводится налог с продаж 15%".

Согласен, что управление по датам имеет множество подводных камней и лучше использовать другие методы управления. Их несколько десятков точно.
Если что, на ЛАФ-2011 я делал обзор этих методов. Никакой серебряной пули, просто список.
ole_olke
Mar. 16th, 2014 11:22 am (UTC)
Добрый день, Максим.

Можно ли поработать на Agile Days с @aliest взамен на возможность послушать доклады участников?

Я уже писала Асхату (@zibsun) в twitter, но он пока не ответил =(
cartmendum
Mar. 16th, 2014 12:37 pm (UTC)
пиши Асхату в почту. видимо, онтвиттер забросил совсем.

я к организации никакого отношения не имею к сожалению
(no subject) - ole_olke - Mar. 17th, 2014 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ole_olke - Mar. 17th, 2014 07:35 am (UTC) - Expand
Сергей Сичкар
Jun. 18th, 2015 07:15 am (UTC)
Не складывается пазл
Максим, у меня не складывается пазл в голове. Помогите разобраться: ответ на 4-й вопрос: "Если назначена дата исполнения, то продиктована ли она настоящей необходимостью?" не "сходится" с ваши словами: "Для чего нужно ограничивать задачи по времени? Чтобы всегда был приоритет по выбору. Купить батон или построить демократию на кубе."

При постановке любой задачи мы придерживаемся принципа сделать за пол часа с наполовину выключенным мозгом. Понятно, что если формулировать задачу по этому принципу, то нам не нужно ставить срок - главное сосредоточиться и не отвлекаться. Тогда где мы учитываем ограничение по времени?
cartmendum
Jun. 18th, 2015 08:57 am (UTC)
Re: Не складывается пазл
А что именно смущает? Где пазл не сходится? В том, что проект может быть с дедлайном, а вот выставление дедлайна у каждой индивидуальной задачи я считаю излишним?

Типа, как "дедлайнить" целое, если не "дедлайнить" части?
Re: Не складывается пазл - cartmendum - Jun. 18th, 2015 09:51 am (UTC) - Expand
( 63 comments — Leave a comment )