?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторое время назад Сергей Высоцкий (aka GoblinGame) дал мне ссылку на очень удивительную статью: "The Self-Designing High-Reliability Organization: Aircraft Carrier Flight Operations at Sea"

Готов вам сказать, презабавнейшее чтиво... Пока мы тут бьем себя пятками в грудь, утверждая, что:
  • Работа у нас важная,
  • Работа у нас сложная,
  • Мы не роботы и не на заводе,
  • Мы никак не можем обойтись без очень опытных сотрудников
  • Какие студенты? Нам даже человек с <5 лет опыта не поможет
иначе наш супер-мега-высоко-недогруженный (веб)сервис не выживет, есть отрасли, где каким-то чудом куда менее образованные люди, собранные вместе творят куда более восхитительные вещи. При этом система самоорганизуется и само-реплицируется.

Вот одна из цитат военного офицера:

"Вы хотите знать что такое авианосец? Представьте себе рабочий день в аэропорту Сан Франциско, сжатом до одной короткой полосы с одной рампой и одним гейтом. Пусть самолеты взлетают и садятся с удвоенной частотой, взлетная полоса раскачивается из стороны в сторону, и пусть каждый, кто вылетел сегодня вернется в этот же день. Расположите оборудование поближе к краю, так что бы оно практически туда 2,71бнулось. Выключите радар, что бы вас не засекли, жестко ограничте возможность использовать радио, заправляйте самолет не глуша двигатели, и добавьте к этому врагов, разбрасывающих вокруг бомбы и ракеты. Теперь смочите все это соленой водой с керосином и пусть все это разруливают 20-ти летние пацаны, половина из которых ниразу в жизни не видела самолет вблизи. Ах, да, и еще... Постарайтесь при этом никого не убить."

При этом, если вы думаете, что в армии все регламентировано и все всё вызубривают наизусть до того, как перешагнут порог учебки - это не так. Даже у них. А еще учтите высокую текучку кадров и большой процент новичков в команде. Реально впечатляет, да? Неужели никто после этого не чувствует себя лохом, из-за того, что не может нормально поддерживать какую-нибудь ИТ-хрень без "матерых супер-ИТ-шников"? Я чувствую...


P.S. Серег, дай еще чего-нибудь почитать пожалуйста.

Comments

( 69 comments — Leave a comment )
yakov_sirotkin
Nov. 23rd, 2012 03:52 pm (UTC)
Авианосец не то чтобы высоконадежная организация - сколько дней в году он просто стоит в порту? Про самоорганизацию тоже можно поспорить, потому что авианосец держится на гигантских финансовых вливаниях со стороны государства. Софтверные команды, которым не надо зарабатывать деньги, тоже легко демонстрируют мастерство управления.

И, конечно, необходимость сотрудников с большим опытом - это бред. И чувство собственного величия у программистов часто зашкаливает, это да.
dumtest
Nov. 23rd, 2012 06:09 pm (UTC)
Да сколько бы не стоял
Привет, собственно не вижу никакой связи между деньгами и способностью запускать самолеты людьми, которые только в Ил-2 рубились до этого. Строго говоря, любое айти-подразделение продуктовой компании не очень то нуждается в зарабатывании бабла. Нам вот точно не надо зарабатывать деньги. И, кстати, это скорее минус, чем плюс. Их торгаши зарабатывают. Но представить себе изолированную в некоторой степени систему, на которой живут 3К сотрудников, и эта система почти-стабильна, управляема и приносит определенную. Вот о чем Макс.

Я был в системе, где 80% рабочей силы - студенты срочники. Но нас было 100 человек, а не 3К:)

З.Ы. а вообще тема для холивара знатного.
(no subject) - yakov_sirotkin - Nov. 23rd, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumtest - Nov. 23rd, 2012 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yakov_sirotkin - Nov. 23rd, 2012 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumtest - Nov. 23rd, 2012 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yakov_sirotkin - Nov. 23rd, 2012 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Nov. 23rd, 2012 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gaperton - Nov. 26th, 2012 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - gaperton - Nov. 26th, 2012 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Nov. 26th, 2012 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Nov. 26th, 2012 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumtest - Nov. 23rd, 2012 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Nov. 24th, 2012 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - brinlig - Nov. 24th, 2012 03:41 am (UTC) - Expand
cartmendum
Nov. 23rd, 2012 08:09 pm (UTC)
Авианосец не то чтобы высоконадежная организация - сколько дней в году он просто стоит в порту?
Я думаю, что соотношение времени "в рейде"/"в порту" у авианосца больше, чем у типичных команд разработки соотношение "в релизе"/"в разработке"

Про самоорганизацию тоже можно поспорить, потому что авианосец держится на гигантских финансовых вливаниях со стороны государства.
Финансовые вливания в ВМФ не делают 20-ти летних пацанов умнее.

Софтверные команды, которым не надо зарабатывать деньги, тоже легко демонстрируют мастерство управления.
На конференциях? :)

И, конечно, необходимость сотрудников с большим опытом - это бред. И чувство собственного величия у программистов часто зашкаливает, это да.
О том и речь, самого порой выбешивает
nullwaver
Nov. 23rd, 2012 04:09 pm (UTC)
«Не служил, но осуждаю»

Думаю, не надо путать рядовых-срочников, которые что-то там «зубрили в учебке», с офицерами, получившими профильное профессиональное (высшее) образование (которые, правда, многие тоже «круглое — носить, квадратное — катать»).

Творчество и самоорганизацию, на мой взгляд, приходится применять там, где что-то случилось из-за нарушения инструкций, или попросту перевернули пусковую из комплекса РСД-10 (как вариант — утопили авианосец).
Serhiy Yevtushenko
Nov. 23rd, 2012 05:23 pm (UTC)
Я бы наверное указал бы еще на 3 ссылки касательно военных:
- Влад Балин касательно Auftrag Taktik
- Для скрам мастеров рекомендованная книга о морской пехоте (была среди рекомендованной литературы для тренинга CSM в 2006) The Corps Business http://www.amazon.com/Corps-Business-Management-Principles-Marines/dp/0066619793
- о моряках США (и коллаборативной культуре) - Michael Abrashoff http://www.amazon.com/Its-Your-Ship-Management-Techniques/dp/145552302X/
cartmendum
Nov. 23rd, 2012 08:03 pm (UTC)
Влада Балина читал, да.

За ссылки спасибо отдельное. Не думал, что скрам мастерам рекомендуют что-то подобное.
(Anonymous)
Nov. 23rd, 2012 07:11 pm (UTC)
А теперь попросим этих замечательных людей вместо ист
И понаблюдаем, что получится. Макс, в армии все совсем по другому. Вояки на авианосцах не создают не только принципиально нового, они вообще не создают. Для этого есть свои академики, подрядчики и т.д.
А у вояк - устав, который, по сути, представляет собой изумительный по своей емкости админгайд, мониторинг гайд и сервисдеск гайд в одном флаконе. Причем я без сарказма: такого количества результатов проблем менеджмента, как в уставе хер где найдешь. Написан-то он говном и кровью, как никак, а потом шикарен в своей области применения.
АТ.
(Anonymous)
Nov. 23rd, 2012 07:12 pm (UTC)
Re: А теперь попросим этих замечательных людей вместо и
Обрезало заголовок. Ну, скажем, бомберы пусть запускают нестандартные вместо привычных истребителей. Или на земле повоюют.
cartmendum
Nov. 23rd, 2012 08:01 pm (UTC)
Re: А теперь попросим этих замечательных людей вместо и
Не все в армии по другому. И много ли нового создают в службах эксплуатации и поддержки?

Вот устав - это сила. Может, и нам его сбацать? Лет за 20 сделаем :)
anotherpm
Nov. 23rd, 2012 07:12 pm (UTC)
Разделение задач рулит
Макс,
Не стоит забывать, что в армии все действия расписаны в инструкции. Там нет места креативу до момента боевых действий. Там не нужно держать баланса "время-деньги-качество", там рулит только качество работ. На это качество завязана твоя жизнь, так что мотивация - зашкаливает.

Если ты можешь написать набор простых инструкций для программистов, которые гаранитровано приносят результат в нужном тебе колличестве ситуаций из 100%, то можешь делать компанию с новичками. Я, кстати, знаю такую айти компанию. Они сумели это сделать, правда для очень небольшого сегмента проектов.

dumtest
Nov. 23rd, 2012 07:27 pm (UTC)
Re: Разделение задач рулит
Да хреновина там все инструкции. Видал я их. Не на море, но под землей. 100500 страниц текста, которые нет возможности прочитать самостоятельно за 2 года, что тебе отмеряно. Менторство, ориентация на цель и полное взаимопонимание через устав. Старший - значит правильный. Иначе такие конструкции не выживают.

Ответственность большая, но эффект какой...
cartmendum
Nov. 23rd, 2012 07:55 pm (UTC)
Re: Разделение задач рулит
Что же вы все по дефолту отличия-то ищите? :) А если попробовать поискать сходства? Лада Калина и Ферарри Модена - пипец какие разные тачки. Но с другой стороны... руль, педали, переключалка скоростей... принципы управления очень схожи.

Самое главное, что ты чему-то учишься, только тогда, когда ищешь сходства


А компанию с новичками я тоже знаю. И занимались там не абы чем, а бортовым софтом для гражданской аваиции. И что-то от авианосцев у нас там было...
Re: Разделение задач рулит - (Anonymous) - Nov. 23rd, 2012 08:19 pm (UTC) - Expand
Re: Разделение задач рулит - (Anonymous) - Nov. 23rd, 2012 08:23 pm (UTC) - Expand
Re: Разделение задач рулит - (Anonymous) - Nov. 23rd, 2012 08:46 pm (UTC) - Expand
cartmendum
Nov. 23rd, 2012 07:56 pm (UTC)
Re: Разделение задач рулит
Кстати, инструкции там полное гавно и их один хрен никто не читает.
(Anonymous)
Nov. 24th, 2012 01:55 am (UTC)
Re: Разделение задач рулит
Там в статье написано, что имеющихся инструкций явно недостаточно. И даже указано почему.

Что же до "время-деньги-качество", то первые два тоже есть. У них дедлайны вполне реальные - ты или успел освоить к ближайшей операции/учениям новое оборудование, либо тебе очень плохо. "Еще пару спринтиков" тебе никто не даст. Их просто нет. Да и бюджет у парней не резиновый. И им его иногда даже порезать пытаются.
brinlig
Nov. 24th, 2012 03:35 am (UTC)
Да и не только в IT сфере.
(Anonymous)
Nov. 24th, 2012 07:22 pm (UTC)
Макс,

сколько сталкивался с не-ИТ процессами - везде сложность задач была на порядок меньше чем в ИТ. Вот, где сравнимая или даже сложность - это в проектировании крупной техники, типа кораблей и самолетов, в ракетостроении. У юристов задачи сложные. И везде уровень сотрудников соответствующий.

Женя Неделько
cartmendum
Nov. 26th, 2012 07:48 pm (UTC)
Ну не знаю... У авиадиспетчеров, например, нихрена не проще задачи. А это практически авианосец.
Sergey Martynenko
Nov. 26th, 2012 10:35 am (UTC)
Не слишком удачная аналогия. Если мы возьмем этих 3к людей с текучкой и предложим им спроектировать и построить авианосец, аналогия будет ближе. Да и то пойдут оговорки.

"пусть все это разруливают 20-ти летние пацаны" и "в течении 40 месяцев все меняются". Черта с два. Срочники очень мало чего "разруливают". Шланги таскают, это да. Палубу драют. Но вот вы не поверите в IT-компаниях есть уборщицы. Не поверите, с не очень высоким образованием, как правило. И вы не поверите, но их можно менять часто.
-- ----------------
Критиковать можно. Да. Но я приведу другой пример, в котором аналогия более уместна.

Я посещал и посещаю множество конференций и прочих разных ивентов. Четыре года мы ездили на "Второй канал". Это аналог конференции с докладами, мастер-классами. С жесткой критикой, обалденной системой оценивания. С десятком потоков. 4 дня. 3000 участников.
А теперь вкусное:
1. Всем этим руководил в последние годы уже из-за границы, больной Ланцберг. Великий менеджер, хотя он себя так не называл.
2. Команда организаторов - поющая республика, полсотни детей в возрасте 11-15 лет.
3. "Эксперты" - 30-50 спецов высокого и высочайшего класса. Для наших конференций это аналог программного комитета, приглашенные звезды и ведущие мастерклассов. Не организаторы.
4. "Дипломированные специалисты" - работы, для которых нужны опыт и знания (и корочка), например, оказание квалифицированной медпомощи - выполняли взрослые. Часто волонтеры. Особо никак не связанные с остальными организаторами. Лично знаю минимум двух волонтеров.

Основные видимые операции: регистрация, свукообеспечение, обустройство сцены, работа парковки, размещение людей, - дети.

И вот эта сборная солянка обеспечивала уровень организации и качества контента, которого я никогда не видел на IT-конференциях.
Которые организуют вполне себе менеджеры с опытом. Справедливости ради надо сказать, что мне тоже не удавалось выйти на такой уровень.

PS. Была у меня мысль, что стоит отправлять менеджеров на такие ивенты с целью приобретения знаний и опыта.
cartmendum
Nov. 26th, 2012 07:55 pm (UTC)
Не слишком удачная аналогия. Если мы возьмем этих 3к людей с текучкой и предложим им спроектировать и построить авианосец, аналогия будет ближе.
Да хрен с ним с проектированием и разработкой. Не всякий манагер сможет руками 20-ти летних пацанов просто обслуживать какой-нибудь фейсбук, обеспечивая его непрерывность и доступность.
calculus_logi
Nov. 29th, 2012 09:17 am (UTC)
>> Recent studies of large, formal organizations that perform complex, inherently hazardous, and highly technical tasks under conditions of tight coupling and severe time pressure have generally concluded that most will fail spectacularly at some point, with attendant human and social costs of great severity. The notion that accidents in these systems are "normal," that is, to be expected given the conditions and risks of operation, appears to be as well grounded in experience as in theory. Yet there is a small group of organizations in American society that appears to succeed under trying circumstances, performing daily a number of highly complex technical tasks in which they cannot afford to "fail." We are currently studying three unusually salient examples whereby devotion to a zero rate of error is almost matched by performance--utility grid management (Pacific Gas & Electric Company), air traffic control, and flight operations aboard U.S. Navy aircraft carriers.

Оно не столько про разработку и проектирование, сколько про оперирование сложными системами и минимизации сбоев в них. Администрирование какого-нибудь крупного проекта тут очень хорошо подходит. Но если это применять к написанию софта, то только с точки зрения снижения факапоопасности работы программиста. Ну и дизайн под конечного пользователя, т.к. программисты могут писать софт, который потом будет эксплуатироваться администраторами.
Sergey Martynenko
Nov. 26th, 2012 10:43 am (UTC)
"Самоорганизующиеся высоконадежные организации"

Одна из лучших книг об организации и самоорганизации команд, которая сне известна написана вовсе не IT-шниками.
Это "Технология группы" Кордонского и Ландсберга. Ага того самого Лансберга.
Кстати. Тебе Макс, я ее рекомендовал. Порекомендую еще раз.

-- Отрывок ------------------------
Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы
Заметки из области социальной психологии неформальных групп
Издание 4-е, исправленное и дополненное
Одесса - Туапсе
1996

I. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
Для кого эта книжка?
Для практиков.
Во-первых, теоретики и так все знают. Во-вторых, они знают, что все совершенно не так. Но, в-третьих, подтолкнуть теоретика к практической работе так же легко, как уговорить начальника поменяться местами с подчиненным, что гораздо легче, чем, в-четвертых, заставить практика читать теоретические труды. Поэтому мы начинаем книжку словами:
- Дорогой практик! Пишут тебе твои собратья по разуму - тоже практики, а возможно и товарищи по несчастью - альтернативные педагоги и андеграундные психологи.
Чем вызвано появление этой книжки?
Нечаянным взглядом со стороны на себя, на наш не то чтобы транс- (теперь уже) -национальный мазохизм, - скорее на культурно-историческую, переходящую в манию, традицию - принимать пройденные грабли за новые и радостно устремляться к ним.
Открывшаяся взору картина показалась жалкой и позорной, и мы решили, что подобная книжка могла бы сгодиться тому, кто склонен поступать разумно.
О чем эта книжка?
О неформальных группах. Вроде бы. Вообще-то говоря. Во всяком случае, в первую очередь. То есть, конечно же, только о них: иного рода группами другие люди занимались очень много, а мы как раз мало. Так что не нам о них писать.
Но суди, дорогой практик, сам: ведь неформальной является такая группа, в основе жизни которой лежат межличностные отношения. То есть, люди собираются, чтобы быть вместе и при этом что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или ничего не делать (распивать пепси-колу на пикниках) - в отличие от группы формальной, где люди собираются, чтобы что-то делать (учить детей, разводить тарантулов) или не делать (распивать пепси в пансионатах), и при этом оказываются вместе.
Так вот, дорогой, суди сам, сколько сейчас расплодилось не только приятельских компаний и клубов по интересам, но даже самых настоящих деловых объединений, образований, формирований, где кадры подобраны явно без помощи газетных объявлений. Тут и малые предприятия, и частные школы, и коммерческие бан¬ки, и... Да что говорить!
Теперь представь, что в такой фирме-компании начальник (он же неформальный лидер) вдруг попытается начать руководить обычными административными методами. Первая же его попытка издать репрессивный приказ, минуя стадию приятельской беседы, вызовет парадоксальную для традиционного типа народно-хозяйственной конторы реакцию, пожалуй, всего коллектива:
- Да ты чё, Вась, в натуре?
И если потерявший чувство стиля Вась будет продолжать в том же административно-командном духе, позавидовать ему будет проблематично. То есть, скорее всего, формально ничего не произойдет: фирма не рухнет. Во всяком случае, в первое время. Но многие "свои" уйдут, их места займут люди случайные, нередко весьма "чужие". А чужой и работает иначе, и не о всяком одолжении его попросишь, и много чего еще будет не так. Будет хуже. А хуже будет наверняка. Именно поэтому умные люди предпочитают набирать "своих", то есть, родных-межличностных, начиная с "комка" и кончая разведкой.
Короче, вроде бы и теоретики не оспаривают тот факт, что неформальная группа эффективнее в работе. И приятнее, комфортнее психологически. Кстати, потому и эффективнее. Правда, управлять ею неизмеримо сложнее, чем формальной, ибо приказ, распоряжение не всегда "проходят"; основными инструментами руководства являются уговор, совместное планирование, метод убеждения. Так что создание таких групп остается уделом энтузиастов. И слава богу!
shisha_hwguy
Nov. 26th, 2012 01:28 pm (UTC)
И согласен и не согласен.

Не согласен, т.к. не стоит забывать, что военная техника, это вовсе не программный код. При ее разработке все же учитывают тот факт, что обращаться с ней будут не самые подготовленные люди. Поэтому на самом авианосце мы видимо уже конец технологической цепочки. В случае с софтовой компанией сравнение с авианоссцем корректно для тех, кто работает напрямую на рынок, т.е. с теми, кто прямо генерирует прибыль. Т.к. они тоже должны крутиться как могут, но победить.

Согласен потому, что проблема с завышенным самомнением явно есть, но по моему она во многом схожа с другими отраслями, где прибыльность толком считать не умеют и соответственно образуется раздолье для всевозможных "эффективных менеджеров", "улучшенных консультантов" и "великих архитекторов", главный скилл который выбивать финансирование, а потом объяснять почему ничего не получилось.
eugenesirota
Jan. 23rd, 2013 12:04 am (UTC)
Не знаком с процессом управления авианосцом, но рискну предположить, что скорей правильней сравнивать процесс управления авианосцом не с процессом разработки софта, а с игрой в компьютерную игру пусть и сложную. На авианосце более преобладают физические усилия, нежели умственные, либо те умственные, которые не требуют создания чего-то нового, а только выполнение действий по определенному алгоритму, пусть даже и сложному. Такие действия можно выполнять при гораздо большем спектре условий, например при условии болезни и повышенной температуры, что гораздо менее приемлемо при разработке софта. Попробуйте создать/придумать что-то новое когда у вас повышена температура или голова к примеру болит, а вылезти на палубу и сделать, что требуется можно и в таком состоянии. Плюс обучение этих действий занимает гораздо меньше времени. Не думаю, что весь тот огромный мануал, как управлять авианосцем, знает каждый 20-летний новобранец, он знает набор действий, правил свойственных его специализации. А для разработки качественного более-менее сложного софта действительно нужны люди с реальным опытом 5+ лет, потому как процесс обучения программмированию гораздо дольше.
eugenesirota
Jan. 23rd, 2013 12:14 am (UTC)
Или если кратко: некорректно сравнивать процесс действия по заданному алгоритму (что имеется на авианосце) с процессом анализа и создания нового. Разработка софта - это больше последнее, но часто так же имеет место действия по заданному алгоритму. На выполнение таких действий как раз сгодятся вчерашние студенты или с опытом 1-2 года.
(no subject) - cartmendum - Jan. 23rd, 2013 01:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugenesirota - Jan. 23rd, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartmendum - Jan. 25th, 2013 02:14 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Aug. 18th, 2016 04:44 am (UTC)
Adult placement
Started new spider's web predict
http://date.inc.xblog.in/?gain.jocelyn
senior dating rules free speed dating sites police dating australia christian single mingle find cruises by date
( 69 comments — Leave a comment )